Технологии

Москва, 26.05.2016


Вторая жизнь "Адмирала Кузнецова"

«Expert Online» 16 may 2015

Россия поставила на ремонт свой единственный авианосец. Очевидно, руководство страны решило, что можно сделать небольшую паузу в наращивании внешнеполитической активности у «дальних берегов». Чтобы потом вернуться туда с утроенными силами

14 мая в Мурманской области в док на ремонт  встал единственный российский авианосец – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Сроки его ремонта военные не называют. Объемы – тоже. «Судоремонтники сначала проведут доковый осмотр корабля, по итогам которого будет решаться вопрос об объемах ремонта» - заявили ТАСС в пресс-службе Северного флота.  

Сказанное может означать, что самый большой российский военный корабль (полное водоизмещение  «Кузнецова» составляет 55 тыс тонн), в течение ближайших нескольких месяцев будет проходить текущий ремонт, а затем вновь отправится в плавание. Однако, что более вероятно, политическое и военное руководство России решило на этот раз поставить единственный отечественный авианосец на капитальный ремонт, который продлится как минимум 2-3 года. И вот почему.

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был спущен на воду почти 30 лет назад – 4 декабря 1985 года. Судьба этого корабля уникальна. Он остался единственным действующим авианосцем на постсоветском пространстве, который был построен в Советском Союзе в 70-80-е годы прошлого века на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (сейчас – Украина). Всего ТАВКР типа «Киев» там было создано 7 единиц. Однако, головной корабль этой серии – «Киев», в 1993 году был выведен из состава флота, продан Китаю и сейчас функционирует в качестве плавучего отеля в китайском городе Тяньцзинь. Тогда же был продан Китаю в качестве металлолома и второй корабль этой серии – «Минск» (сейчас он эксплуатируется в качестве аттракциона в китайском городе Шэньчжэнь). Авианосец «Новороссийск» годом позже был продан на металлолом в Южную Корею, где был полностью разобран. ТАВКР «Ульяновск», который впервые в советском флоте должен был обеспечивать старт самолетов паровыми катапультами и иметь первую среди советских авианосцев атомную энергетическую установку, был уничтожен властями Украины еще на стаппеле в Николаеве в феврале 1992 года. Авианосец «Баку» был продан индусам, перестроен на российском «Севмаше», и в 2013 году под именем «Викрамадитья»  введен в состав Военно-морских сил Индии.  Авианосец «Варяг», спущенный на воду в 1988 году, украинскими властями был продан китайской компании Chong Lot Travel Agency за 20 млн долларов под, как тогда говорилось,  плавучее казино. Однако, по факту китайцы сделали из «Варяга» полноценный боевой корабль, который под именем «Ляонин» стал первым действующим авианосцем КНР. Более того. Поскольку вместе в «Варягом», как говорят свидетели, Китаю была передана и техническая документация (включая чертежи) на строительство  этого корабля, к 2020 году Китай будет готов развернуть в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях от 4 до 6 ударных авианосных групп.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» (до этого он носил имена «Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси») мимо этих событий проскочил каким-то чудом. Достаточно сказать, что этот корабль в конце 1991 года был, фактически, угнан. В тот год как раз происходил «раздел имущества» между Украиной и Россией. И на корабль, который тогда уже официально входил в состав Северного флота ВМФ РФ, поступила телеграмма за подписью Леонида Кравчука, объявлявшего авианосец собственностью Украины и приказывавшего ему оставаться на рейде Севастополя.

Однако, по рассказам очевидцев, 1 декабря 1991 года в 21 час на борт «Кузнецова» поднялся первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко и приказал командиру корабля капитану 1 ранга Ярыгину срочно сниматься с якоря и идти в Северодвинск. И в 23-40, не зажигая ходовых огней, имея на борту только треть команды (ее большая часть осталась на берегу), без самолетов (они тоже остались на береговых аэродромах и присоединились позднее), «Адмирал Кузнецов» покинул рейд и взял курс на Босфор. Уже у Гибралтара российский боевой корабль попытались задержать сначала американцы (американская авианосная группа имитировала боевые атаки на корабль и сбрасывала по курсу его движения учебные бомбы), затем – англичане. Однако, нервы у российских моряков не дрогнули и 27 декабря «Адмирал Кузнецов» пришвартовался в Северодвинске.

При этом, если говорить откровенно, ни тогда, ни сейчас, «Кузнецов» не являлся шедевром мирового кораблестроения. Многочисленные нарекания моряков вызывала главная силовая установка корабля, а военно-политическое руководство - слабость его авиационной группы. Однако, за это время российский авианосец совершил семь дальних походов, последний из которых – в Средиземное море в 2013-2014 годах, сыграл далеко не последнюю роль в предотвращении агрессии западных стран в отношении одного из стратегических союзников России на Ближнем Востоке – Сирии (в этой стране в Тартусе до сих пор располагается единственная действующая зарубежная российская военно-морская база).

Представители российского военного ведомства неоднократно заявляли, что в последние годы единственный российский авианосец находится в хорошем техническом состоянии. В 2008 году в центре судоремонта «Звездочка», например, на корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера. Головной ракетный комплекс «Гранит» - работает, зенитная артиллерия – работает, средства наблюдения и наведения – работают в штатном режиме. Идет плановая замена авиагруппы, в том числе перехватчиков Су-33 на многофункциональные истребители МиГ-29К и МиГ-29 КУБ.

Однако, это не решает главной проблемы. За свою почти 30-летнюю истории «Адмирал Кузнецов» ни разу не проходил капитального ремонта. Кораблю нужны, как минимум, новая силовая установка, новое радиоэлектронное оборудование и новые системы корабельного оружия, которые в изобилии разработаны российским ОПК в последние 20 лет. Поэтому еще в 2011 году в среде военных и «оборонщиков» начались разговоры о том, что авианосец вскоре будет поставлен на капитальный ремонт. Предпосылкой для этого является и то обстоятельство, что за последние 10 лет российские корабелы получили необходимый опыт проведения модернизации подобных масштабов при восстановлении и переделке «собрата» «Кузнецова» - «Адмирала Горшкова», который два года назад был передан ВМС Индии под именем «Викрамадитья». «Севмаш получил серьезный опыт по ремонту и модернизации авианосцев благодаря «Викрамадитье». Этот завод сегодня абсолютно готов к нормальному ремонту «Кузнецова» - передавало ИТАР-ТАСС мнение на этот счет одного из источников в оборонно-промышленном комплексе.

Постановке «Кузнецова» на капитальный ремонт, как ни странно, способствует и нынешняя внешнеполитическая обстановка. Любой авианосец, это, прежде всего, силовой инструмент внешней политики, средство демонстрации серьезности намерений своей страны за тысячи километров от родных берегов. И, с этой точки зрения, в ближайшие 2-3 года основным местом столкновения интересов России, США и Европы станет не Ближний Восток (куда, при необходимости, вместо «Кузнецова» можно направить ТАКР «Петр Великий» и новые атомные подводные лодки типа «Ясень» с крылатыми ракетами на борту), а Украина. А здесь авианосец не нужен – Черное море и его побережье и так полностью контролируется авиацией, которая базируется на территории Крыма. 

Поэтому у России есть несколько лет, чтобы модернизировать свой единственный авианосец, создать (точнее, восстановить) военно-морские базы для АУГ на территории Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, капитально отремонтировать тяжелые атомные крейсера типа «Орлан» («Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Ушаков» и «Петр Великий»), которые в свое время и создавались для охраны и сопровождения советских авианосцев. За это время политическое и военное руководство нашей страны, очевидно, определится и с будущим авианосцев как таковых. Некоторые американские эксперты считают, что время этих кораблей ушло, как в свое время исчезли из океанов огромные линкоры. По их мнению, подкрепленному опытом западной агрессии против Ливии, современные подводные лодки гораздо более эффективно справляются с задачей уничтожения объектов на территории прибрежных государств, чем авианосные группировки. Однако аналогичная операция против Сирии так и не началась в том числе и потому, что там в это время вместе с отрядом других кораблей Северного флота демонстрировал российские интересы авианосец «Адмирал Кузнецов». 


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Эксперт» приступил к подготовке первого рейтинга крупнейших транспортно-логистических компаний России

    Для участия в проекте необходимо заполнить электронную анкету






    Реклама




    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

    Какое нам дело до будущего

    Будет ли Россия среди выигравших или проигравших в завтрашнем мире, зависит от того, сможем ли мы изменить наше отношение к долгосрочному планированию. И к будущему вообще


    AP/TASS

    Живой таран

    Савченко, очевидно, будет стоить свою карьеру «на патриотическом поведении» - то есть будет бороться уже не с Россией, а с украинской элитой.Очевидно, что главной мишенью в конечном итоге станет Петр Порошенко. И теперь весь вопрос в том, под чьим руководством она будет дестабилизировать политическую систему - заинтересованных в таком «живом таране» достаточно.

    AP/TASS

    Нефть

    Нефть преодолела психологический барьер на данных из США

    Согласно данным Управления энергетической информации Министерства энергетики США (EIA), коммерческие запасы нефти в стране за прошедшую неделю сократились. На этом фоне цены на "черное золото" продолжили рост и пробили психологический уровень в $50 за баррель

    Пресс-служба президента РФ/ТАСС Автор: Дружинин Алексей

    Экономический курс

    Путин: "Сам по себе экономический рост не возобновится"

    Президиум Экономического совета при президенте собирался сегодня для принципиальной дискуссии. Владимир Путин предложил начать с источников роста российской экономики на ближайшие десять лет. Некоторые итоги заседания президиума Совета он подвел затем на встрече с представителями французского бизнеса

    ТАСС

    Фондовый рынок

    Не пора ли домой?

    Российские компании с двойным листингом начинают задумываться об увеличении своего присутствия на российском рынке. Однако по-прежнему их конечная цель — иностранные инвесторы

    Russia Tuday

    Кризис на Украине

    Самолет ГТК "Россия" доставил в Москву Ерофеева и Александрова

    Сегодня президент РФ подписал указ о помиловании Надежды Савченко, а украинский президент помиловал граждан РФ Александра Александрова и Евгения Ерофеева, встреченных позже в аэропорту их женами. Владимир Путин встречался сегодня в Кремле с вдовами погибших под Луганском два года назад тележурналистов