Политика


«План Б» всегда на столе

«Expert Online» 2015
ТАСС

Россия устает от подхода Петра Порошенко к реализации Минских соглашений. И в любой момент может перейти к реализации «Плана Б».

Минские переговоры находятся в стагнации. Относительный конструктив и подвижки наблюдаются лишь в вопросах, касающихся первых пунктов Минских соглашений - о перемирии и разводе тяжелых вооружений. Спустя столько времени после подписания соглашений стороны так и не дошли к конструктивному обсуждению основных их положений - вопросов политического урегулирования и будущего облика пространства нынешней Украины. Петра Порошенко фактически заставили подписать эти соглашения, поэтому сразу же после возвращения из Минска Украина взяла курс на их срыв. И в общем-то преуспела. 

Москву такой подход, по понятным причинам, не устраивает. Наличие между Россией и ЕС государственного образования, которое ставит целью своего существования конфликт с восточным соседом, может стать серьезной проблемой. Поэтому Москва дает понять, что если украинские власти не образумятся, то Россия может изменить свою позицию в отношении будущего Украины и приступить к реализации плана Б - созданию Большого Приднестровья как минимум в границах нынешних ЛНР и ДНР, а также прекращению экономической поддержки киевского режима (без которой Украине грозит дефолт и социальные бунты замерзающих зимой людей, которым сложно будет объяснить, что в их бедах виноват Владимир Путин).

Судя по всему, Москва не переходит на альтернативный путь по двум причинам. Во-первых, она еще надеется на то, что Минские соглашения можно будет реализовать. Очевидно, что потенциальный итог Минского процесса - децентрализованная (а по сути федеративная) Украина с нейтральным статусом и возможностью пророссийской части страны влиять на процесс принятия решений в Киеве - куда выгоднее, чем любые реалистичные альтернативы. На самого Порошенко у Москвы надежды нет, однако Кремль еще надеется на то, что на украинского президента повлияют американцы и европейцы. Ряд сил в США и ЕС не заинтересованы в создании эффективного и стабильного украинского государства (которое в нынешних условиях может быть только федеративным), однако они еще больше не заинтересованы в эскалации конфликта, на что сейчас делает ставку Петр Порошенко.

Вторая причина - это риски, связанные со сменой пути. Как и Запад, Россия не заинтересована ни в эскалации ситуации, ни в обострении отношений с Брюсселем. Если нынешний уровень российско-американских отношений является в общем-то нормальным (в отсутствии атмосферы доверия, повестки дня и политической воли для изменения ситуации улучшения ждать бессмысленно), то российско-европейские отношения находятся на неестественном уровне. О причинах нынешнего кризиса Эксперт Online писал уже не раз, и чтобы выйти из него сторонам придется проделать крайне долгий путь и провести множество часов переговоров. Однако необходимым условием для начала этого пути является взаимопонимание между Москвой и Брюсселем относительно украинского пространства. Оно в общем-то выстраивается, и включает в себя признание де-факто перехода Крыма под российскую юридикцию, а также согласие с основными пунктами Минских соглашений, подразумевающих легитимность нынешних украинских властей (хотя бы то, что путчисты прошли легитимацию в ходе последних парламентских и президентских выборов) и территориальную целостность посткрымской Украины. Отказ от минских соглашений будет воспринят не как признание бесперспективности конкретного документа, а как отказ Москвы в дальнейшем гарантировать эту целостность, и вызовет крайне жесткую реакцию Европы. Российским властям необходимо разделять понятия «жесткая политика» и «провокационная политика». Жестко отстаивая свои национальные интересы, Кремль пытается избегать каких-либо провокационных шагов, способных привести к эскалации ситуации. Хотя и демонстрирует готовность сделать это (например, паспортизировать жителей ДНР и ЛНР, а также признать «правительство в изгнании», возглавляемое Николаем Азаровым).

Именно поэтому Россия избрала выжидательную стратегию. В Москве прекрасно видят, что Петр Порошенко сам убивает Минские соглашения. Процесс ликвидации, возможно, перешел уже точку невозврата - поправки в украинскую конституцию, о которых говорилось в Минске, принимаются без учета позиции ополченцев, о чем и договорились в Минске. А это значит, что ни о каком возврате границы под контроль Киева не может идти и речи - речь скорее пойдет об исчерпании повестки Минских соглашений и необходимости либо создавать некий новый рамочный формат, либо на основе молчаливого консенсуса ведущих сторон Минского процесса идти в сторону «приднестровизации» Донбасса, что автоматически будет означать отказ России от абсолютного признания территориальной целостности посткрымской Украины. 




    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама