Экономика

Москва, 27.07.2016


Магазины на колесах въедут в города

«Expert Online» 11 feb 2016
Владимир Смирнов/ТАСС

Минпромторг России и бизнес нашли, что противопоставить таким акциям, как массовый снос столичных торговых центров, завершив обсуждение изменений в законодательство о нестационарной и развозной торговли. Согласно поправкам бизнес ждут небывалые послабления. Но преодолевать сопротивление на местах придется все все равно

Чувство прекрасного ограничат законом

Ключевые нововведения, предусмотренные документом призваны ввести в цивилизованное русло взаимоотношения бизнеса и власти. А именно сделать прозрачными земельные отношения и оградить предпринимателей от вкусовщины чиновников. Не секрет, что торговцы, например в Москве несли многомиллионные убытки перестраивая палатки и магазины, из-за периодически меняющихся взглядов градоначальников на идеальный  внешний вид города. Впрочем, провозглашенная ныне любовь к открытым пространствам для бизнеса еще хуже.

Документ призван решить один из наиболее острых вопросов, связанных со схемой размещения нестационарных объектов и продлением договоров размещения, объясняет позицию федеральных властей  Статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов. «В наших поправках прописывается, что использование схемы размещения нестационарных торговых объектов для регулирования количества и видов специализаций объектов не допускается. Сегодня главный конфликт заключается в том, что схему трактуют не как справочно-информационный документ, а как разрешительно-запретительный, когда чиновник самостоятельно решает, кого включать в схему, а кого нет. А нужен совсем другой подход», – говргит Виктор Евтухов.

В проекте указано, что «Правила определения мест размещения нестационарных торговых объектов (далее – место размещения) должны разрабатываться с учетом документов территориального планирования и не могут содержать положений, направленных на создание преимуществ тем или иным хозяйствующим субъектам, ограничение количества нестационарных торговых объектов и иных ограничений конкуренции». Это конечно не заявительный порядок, который в данном деле, наверное, не реализуем. Но, по крайней мере, попытка ограничить право чиновника регулировать торговлю в соответствии с собственными взглядами на мироустройство.     

Следующее нововведение связано со сроками аренды мест под торговыми объектами.  Он может увеличиться до семи лет и продлен по заявлению предпринимателя. Сами места будут разыгрываться на торгах. Если же власти, все-таки, решат избавиться от палатки до окончания договора, «органом местного самоуправления предоставляется компенсационное место с заблаговременным, не менее чем за три месяца, письменным уведомлением, предложением вариантов компенсационных мест и (или) предложением самостоятельного подбора компенсационного места».

Торговлю с машин наконец-то признают

Еще одна важная новелла проекта вводит в правовое поле один из самых демократичных способов торговли -  автолавки. Московская мэрия, к слову именно с них начала наступление на несетевую розницу. «Тонары» в городе изживали особенно тщательно и сейчас ларьков на колесах уже совсем не осталось.

Теперь законодательно может появиться определение мобильного торгового объекта. Им будет признано транспортное средство, используемое для развозной торговли, специально оснащенное оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.  Подразумевается, что в магазин можно будет превратить как сам автомобиль, так и прицеп, автоцистерну, мототранспортные средства и даже  велосипед. Главное, чтобы они были технически исправны и находились в надлежащем санитарном состоянии.

Предполагается, что для городов с населением менее 100 (в ряде случаев 50 тысяч человек) торговля  с колес будет носить фактически уведомительный характер. Хотя какие-то разрешения от властей получать все-таки придется.  Для крупных городов правила будут более жесткие, и власти получат право ограничивать места, где можно будет припарковать свой магазин. Это, конечно, разумно, так как в противном случае улицы и парковки превратятся в нескончаемые торговые ряды . Хотя принцип «разрешено торговать там, где не запрещено» в законе сохраняется и для мегаполисов. Остается надеяться, что местные власти будут ему следовать, а не делать города «свободными» от мобильных магазинов. Тем более в нынешней непростой ситуации, когда демократичные способы торговли помогают многим выживать.

Помочь бизнесу может только нацбезопасность

Как подчеркнул Виктор Евтухов, большинство регионов поддержало разработанный Минпромторгом законопроект, как и все ключевые бизнес-ассоциации («Опора», ОНФ, «Деловая Россия», Коалиция киоскеров и др.). Кроме того одним из соразработчиков законопроекта выступил  уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов, что повышает шансы на его принятие.

Сами предприниматели,  по словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ильи Ломакина-Румянцева, хорошо понимают заложенную проекте идею. Она состоит в том , чтобы создать условия, при которых с одной стороны у предпринимателей есть определенный набор ответственности и обязательств, но с другой ему предоставлена определённая свободой действий. «Это редкая ситуация, когда законопроект максимально защищает бизнес от возмущающих среду решений государства», --  говорит Ломакин-Румянцев.

Впрочем, как на практике местные чиновники будут следовать столь прогрессивным нововведениям,  сказать сложно. В качестве кнута (пусть и слабого) в проект пока заложено требование к местным властям соблюдать «нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и торговыми объектами». Нормативы для субъектов Федерации, в том числе для входящих в их состав муниципальных образований, разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с методикой расчета, утвержденной Правительством России. В последние годы соблюдение подобных нормативов стало ключевым,  для оценки деятельности губернаторов, со стороны федеральной власти и ссорится Правительством и администрацией Президента на пустом месте многие, возможно, не захотят. Кроме того, законом планируется ввести норму о том, что торговля является элементом национальной продовольственной безопасности. За «подрыв» которой с губернаторов тоже могут спросить.


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии


    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    MARIUS BECKER/DPA/TASS

    Республика превращается…

    Путчисты пытались убить президента Эрдогана и вернуть себе ататюрсковскую Турцию. Вместо этого они нанесли ей смертельный удар


    РИА НОВОСТИ

    Туризм

    Импортозамещение невозможно

    Представители российского турбизнеса не смогли использовать «льготный» период — без турецких и египетских направлений. Открытие Турции вновь заморозит качественное развитие отечественного туризма

    PA Photos

    Сделки

    Автогиганты и таксисты объединяются против Uber

    Британский сервис такси Hailo готовится к слиянию с приложением MyTaxi, принадлежащим немецкому концерну Daimler. Производители автомобилей активно ищут альтернативы для инвестиции на фоне опасений замедления роста авторынка

    AP/TASS

    Выборы за рубежом

    Хиллари Клинтон спутали карты

    Обнародование накануне съезда демократов электронной переписки руководства партии привело к грандиозному скандалу. Из переписки боссов демократов следует, что они изо всех сил «топили» конкурентов Хиллари Клинтон. Раскрытие тайн «демократического» двора не только привело к отставке председателя Национального комитета Демократической партии США, но и позволило Дональду Трампу вырваться вперед в избирательной гонке

    Новодережкин/ТАСС

    Авто

    Иностранцы скупают в России автомобили премиум-класса

    Благодаря сильно ослабевшему за два последних года рублю стало выгодно ввозить в Россию машины премиум-класса и затем перепродавать их в другие странах. Порой даже туда, где они были изначально куплены. Продажи «лендроверов», к примеру, выросли в последнее время в 5 раз