Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

В графе поставить крест

«Expert Online» 2016
Павел Смертин/ТАСС

В Русской православной церкви разгорелась дискуссия о выборности священников, одним из инициаторов которой стал ушедший с поста официального церковного спикера протоиерей Всеволод Чаплин. Переносимы ли на церковную жизнь светские демократические нормы?

Начало 2016-го, «выборного», года ознаменовалось в церковной среде дискуссией о выборах же. О необходимости развития электорального элемента внутри церковной ограды, а именно – выборов клириков конкретного храма на уровне храмовой общины и выборов епископа на уровне местного епархиального собрания. В настоящее время в Русской православной церкви, как известно, священнослужители назначаются на свои приходы решением епархиального архиерея, а сами архиереи избираются Синодом.

Подобные дискуссии о необходимости выборности духовенства периодически активизируются внутри церковного сообщества. Активизируются – и затухают вновь, в силу различных обстоятельств. Вопрос о выборах священников обсуждался в ходе Поместного Собора 1917-1918 годов, однако данные идеи на тот момент не встретили достаточной поддержки, а последующие исторические события продолжению дискуссии, мягко говоря, помешали. В новейшее время тема вновь время от времени поднимается и сейчас, по-видимому, входит в очередную активную фазу. Это хороший повод соизмерить предлагаемый принцип выборности с актуальными реалиями церковной жизни в России и попробовать понять – воплотится ли этот принцип сегодня на практике?

Хочу сразу отметить – в данном случае я беру на себя смелость рассуждать по теме в первую очередь как рядовой член Церкви, как многолетняя прихожанка, достаточно хорошо знакомая изнутри с жизнью ряда московских и подмосковных приходов. То есть – одна из тех, кого предлагается наделить новым для них правом участия в церковном управлении на самом низовом, приходском, уровне. И данная попытка анализа основана главным образом на личном «общинном» опыте, опыте участия в приходской жизни, на ощущении собственных потребностей в данной сфере, а также на общих наблюдениях за развитием церковной жизни в России в последние годы. Это делает анализ в известной мере субъективным и личностным – однако едва ли намного более субъективным, чем сами выдвигаемые инициативы.

Стоят ли выборы свеч?

«Зачем?» - первоочередной вопрос, возникающий при размышлении над идеей усиления выборного принципа в Церкви. Действительно ли в избрании клириков и архиереев Русской церкви паствой есть необходимость – именно сегодня, в текущей фазе церковной жизни? И обеспечен ли среднестатистический российский приход достаточными условиями, чтобы этот выборный принцип органично прижился?

Надо иметь в виду, что, говоря о «среднестатистическом приходе», мы оперируем условностями. В настоящее время у нас, к сожалению, отсутствуют общецерковные глубинные социологические исследования, которые позволяли бы на цифрах и фактах судить о реальном положении дел и настроениях на православных приходах. Сегодня в Русской церкви насчитывается более 30 тысяч приходов, и всю эту огромную совокупность маленьких церковных сообществ, со всеми их общими чертами и различиями – епархиальными, историческими, этногеографическими – никто никогда предметно не изучал. Существуют лишь локальные, весьма ситуативные, исследования приходской жизни, как правило, в пределах одного региона. Однако они не позволяют ставить какой-либо объективный «диагноз» состоянию приходской сферы в целом. Необходимая работа еще впереди.

Между тем, приходская община действительно является ключевым элементом православной жизни. Приход – та самая «ячейка» церковного общества, на базе которой может и должна строиться здоровая церковная жизнь. Через участие в таинствах и участие в жизни общины православный христианин поддерживает связь с Церковью. По идее, приход должен быть площадкой для отдельной самоидентификации верующего, местом формирования его особой идентичности – идентичности прихожанина.

 tass_13624520.jpg Сергей Бобылев/ТАСС
Сергей Бобылев/ТАСС

Однако достаточно ли сегодня в Русской церкви людей, действительно обладающих данной идентичностью, устойчивых в ней, осознающих себя членами общины – и готовых работать на благо этой общины, отдавать ей часть себя, свои ресурсы – временные, трудовые, финансовые? Много ли сегодня во всей России наберется полноценных приходских общин – маленьких «гражданских сообществ» церковной реальности, способных поддерживать соборный дух в своем небольшом пространстве? Полагаю, ответ на этот вопрос очевиден для всякого, кто обладает опытом регулярной церковной жизни хотя бы в течение нескольких лет и кто внимателен к этой жизни и происходящим в ней процессам. Даже отсутствие специальных исследований позволяет сказать: в настоящее время ожидать от приходов достаточной гражданской активности – в той мере, какая необходима для реализации обсуждаемых электоральных инициатив – преждевременно.

Большинство современных русских приходов сегодня еще слишком слабо развиты с точки зрения крепости приходской общины. Можно сказать, что они находятся в стадии созревания, становления. Бесспорно, есть счастливые, образцовые исключения, когда энергичный настоятель отдает значительные силы развитию своей общины, в результате чего люди «оседают» вокруг его храма, вливаясь в приход и с радостью ощущая себя его частью. Но это скорее яркие искры на общем поле. Большей части приходов только предстоит «окуклиться».

Тому есть объективные исторические причины. Четверть века – а именно столько, согласно общему мнению, в России идет процесс церковного возрождения – слишком небольшой срок для образования устойчивой сети общинных сообществ. Тем более с учетом того, что многие приходы в течение этих 25 лет начинали формироваться буквально с нуля – вокруг строящегося либо восстанавливаемого храма. Когда еще вчера стройплощадка или мусорные горы, а сегодня – престол и алтарь, перед которым начинают время от времени собираться жители окрестных многоэтажек или деревень. И от энергии, деятельной и молитвенной, священника во многом зависит, вернутся ли они сюда вновь…

Сложно сказать, сколько времени нужно приходу для полноценного «взросления», - наверное, жизни как минимум двух-трех поколений. Когда бабушка начинает водить внуков в храм, куда она начинала ходить еще студенткой, и никакие волны антирелигиозных репрессий не смели с этого приходского пути ни ее саму, ни ее потомство. Очевидно, что для нашего общества это – проекция будущего.

Согласно данным большинства опросов, православными верующими сегодня готовы назвать себя около 80% россиян, однако регулярное участие в церковных таинствах принимают лишь несколько процентов – от трех до пяти. Однако даже в среде этих мизерных процентов, той самой активной мирской «закваски» сегодняшней Церкви, далеко не каждый может соотнести себя с каким-либо конкретным приходом. Можно сказать, что общинный инстинкт у многих сегодняшних православных отсутствует. Потребность быть прихожанином – не просто отстаивать богослужения «от сих до сих», но жить жизнью общины – развита у решительного меньшинства. Подспудно потребительское отношение к храму (я прихожу, чтобы удовлетворить личные религиозные потребности), к сожалению, является частью религиозного чувства немалого количества сегодняшних верующих.

Потому что всё на счету – личное время, свободное от работы, лучше посвятить семье и развлечениям, свободные деньги потратить на детей либо ремонт в квартире, но не на приход. Показательна в данном случае ситуация с десятиной. Практика жертвы на храм одной десятой части своего дохода сегодня совсем не распространена. Комфортнее положить ее на депозит, а не в приходскую кассу.

Таковы реалии сегодняшнего дня, таковы особенности сегодняшней паствы, учитывать которые – неизбежная необходимость для Церкви, озадаченной проблемой миссии в современном мире. Развивать общинный дух, бесспорно, нужно, в том числе постепенно воспитывая в прихожанах их приходское самоощущение. Однако это задачи на весьма долгосрочную перспективу. Надо дать возможность деревьям стать большими.

Наконец, огромную роль в процессе приходского становления играет личностный фактор. Первичен всегда священник, пастырь, а не община. Очень большое число сегодняшних приходов сформированы именно вокруг священнослужителя. Духовник, обладающий исключительными личностными качествами, собирает вокруг себя паству с самых неожиданных мест. Костяк прихода формируют духовные чада конкретного священника, что делает саму приходскую общину довольно уязвимой, а прихожан – мобильными. Если любимого духовника переводят в другой храм, за ним, в силу свободного личного выбора, перетекает значительная часть его общины. Таким образом, контуры конкретного прихода сразу меняются.

 tass_14307829.jpg  Ирина Дмитриева/ТАСС
Ирина Дмитриева/ТАСС

В отсутствие развитых приходских общин как стабильного явления (ориентироваться на исключения едва ли целесообразно) стоит ли говорить о востребованности практики выборности священников – востребованности именно среди прихожан? В подавляющем большинстве случаев, в случае конфликта со священником, верующий меняет храм, уходя к другому духовнику. Свое право свободного выбора он уже реализует в выборе прихода. Сегодня тенденция в большинстве именно такова – прихожане «гнездятся» именно вокруг священника, но не вокруг храма.

Пока приходские общины переживают пубертатный период, сложно говорить о наличии категории взрослых, в том числе и в духовном отношении, выборщиков.

146 процентов сверх церковной кружки

Однако если всё же попытаться представить себе воплощение идеи выборности духовенства на уровне общин. Как это может выглядеть сегодня, в эру развитых политических и медийных технологий? Обойти эти технологии при всём желании не удастся – ведь Церковь как сообщество современников не отключена от реальности. А выборность кандидатов, так или иначе, предполагает состязательность между ними, а значит – борьбу за будущую приходскую власть.

Принципы электоральной демократии за последние десятилетия в достаточной мере сформировались. Как будет выглядеть перенос этих принципов, пусть даже неизбежного формального минимума, в церковную реальность, причем именно на уровень отдельного прихода?

Понадобятся списки избирателей по приходу – но как их формировать с учетом того, что в настоящее время принадлежность человека к конкретному приходу формально никак не зафиксирована? По какому принципу прикреплять прихожанина к конкретному «избирательному участку»? Будет ли в данном случае учитываться фактор прописки? В обсуждаемой петиции делается уточнение, что приходское собрание должно быть «открыто для участия любого православного христианина – местного жителя». В таком случае прихожане автоматически привязываются к одному из ближайших районных храмов по территориальному принципу. Но уже одно это разрушит существующие в городах приходские общины. Когда верующие из спальных районов годами посещают храмы в городском центре.

Потребуется введение избирательного ценза – нельзя же допускать к выборам случайных «захожан» наравне с прихожанами. И тут мы сталкиваемся с еще одной занимательной проблемой, предметом горячих споров социологов религии всех последних лет. На основании чего, каких конкретно факторов личной церковности допускать человека к выборам настоятеля? Каков необходимый минимум, чтобы считаться прихожанином, - с учетом того, что категория «воцерковленности» до сих пор остается достаточно зыбкой величиной? Частота ли причащений в течение года? Фактическое участие в делах прихода, несение послушаний? Финансовый фактор – выплата десятины? Последнее, как очевидно, - почва для таких колоссальных подспудных спекуляций…

 tass_13624508.jpg Сергей Бобылев/ТАСС
Сергей Бобылев/ТАСС

Для обеспечения принципа выборности кандидатов на настоятельство должно быть как минимум двое. Конкуренция между ними в той или иной форме станет неизбежностью. Слаб человек, и любая форма борьбы за любую условную власть его слабости усиливает… Конкуренция исчезает лишь в том случае, если один из кандидатов берет самоотвод, тем самым аннулируя сам принцип выбора. Но наличие ее, пусть даже в минимальной форме, - действительно ли это необходимо для здоровой духовной атмосферы на приходе?

Необходима, соответственно, и предвыборная кампания кандидатов, регламентированная, с конкретными временными рамками, прописанным набором агитационных средств. Без информационной кампании не обойтись - ведь нет никаких гарантий, что весь приходской «электорат» достаточно хорошо знаком с каждым из потенциальных настоятелей. А избирателей нельзя лишать права на информацию – соответственно, необходимо удовлетворить их потребности в данной сфере. Грань же между информированием и агитацией в условиях предвыборной кампании отсутствует априори. В таком случае в ход должны быть пущены листовки, встречи с избирателями, проморолики в соцсетях, предвыборные газеты. С привлечением церковных политтехнологов, с ангажированием лояльных журналистов, наймом спичрайтеров. Работа последних должна быть оплачена из предвыборных фондов, которые, в свою очередь, придется формировать непонятно по какому принципу. Из церковных сборов – или из средств «заинтересованных» спонсоров?..

Или, может быть, есть смысл проводить прямые дебаты между кандидатами на настоятельство? В формате - чего уж, раз всё разворачивается на духовном поприще – открытой исповеди перед своим возможным будущим приходом. С ответами на возможные уточняющие вопросы со стороны электората…

Ну и так далее. С одной стороны, это картинки, отдающие фантазийностью и абсурдом, с другой – возможная проекция будущих реалий приходской жизни, если принцип выборности духовенства реализовывать «со всеми вытекающими». Настойчивая демократизация церковной жизни приведет к тому, что мир неизбежно возьмёт у Церкви своё.

Должны ли, однако, верующие в принципе обладать правом влиять на кадровые решения и назначения, которые происходят в Церкви и касаются их непосредственно, - на приходском уровне?

С одной стороны, здесь неизбежен принцип послушания перед Церковью. Именно послушания, а не простого подчинения или повиновения, - то есть духовной категории, отличающей иерархию в Церкви от иерархии в любой другой светской структуре. Признавая себя членом церковного организма, человек выражает согласие и с теми решениями и назначениями, которые устанавливаются его церковноначалием. И в этом – проявление в том числе и смирения христианина перед теми духовными авторитетами, церковную волю которых он над собой признает.

С другой стороны, смирение не тождественно слепоте и беспрекословному порабощению. Беззаконные поступки, очевидные грехи духовенства, являющиеся соблазном для прихожан, должны осуждаться и обличаться последними – в том числе с применением тех мер, которые сегодня в Церкви существуют, например, протестов и жалоб прихожан в епархию, при необходимости – последующего обращения архиерея в инстанции церковного суда. Есть, в конце концов, и инструменты гражданской журналистики. Сегодня не так уж трудно «забить в набат» в блогосфере, привлекая публичное внимание к творящимся в твоей духовной вотчине безобразиям, тем самым не оставляя им шанса быть замолчанными и незамеченными (в том случае, если есть явная «административная» тенденция к замалчиванию). Исчерпала ли себя вся совокупность этих мер – настолько, чтобы внедрять выборные нормы по всей вертикали церковного управления?..

Дискуссия о выборности духовенства, о необходимости развития демократического начала в церковном управлении на различных уровнях в любом случае полезна и необходима для православного сообщества – хотя бы как хороший повод к саморефлексии. И анализу того, что, по словам апостола Павла, из того, что нам «позволительно», действительно нам «полезно» - в реалиях сегодняшнего дня.

 

Автор - к. полит. н., Российский православный университет

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама