Сергей Колесников: законы определяют экономику

Москва, 10.03.2016
Юристы явно путают местами «телегу и лошадь»: не законы движут экономикой, а экономика определяет законы, - заявляет Сергей Колесников, президент корпорации "ТехноНИКОЛЬ", отвечая на вопросы "Эксперт Online" о программе Столыпинского Клуба. Для того, чтобы понять способы и саму возможность кооптации идей этого Клуба в экономическую политику РФ, поручением премьера была создана рабочая группа под руководством министра по делам "Открытого правительства" Михаила Абызова.

предоставлено автором

Можно ли в принципе совместить идеи "Экономики роста" с существующей политикой кабинета? Отказ от "таргетирования инфляции" в пользу "таргетирования ВВП" не зависит от премьера, это прерогатива ЦБ, или и на ЦБ можно повлиять?

Это прерогатива ЦБ - плюс Правительства, по аналогии с примером США, когда ФРС и Правительство действуют согласовано при эмиссии денег.

Почему именно эмиссионное стимулирование вызывает наибольшее отторжение оппонентов идей стимулирования экономического роста, в том числе "Экономики роста"?

Фиатные (бумажные) деньги имеют свойство перекладывать проблемы на будущее, лишать богатства через инфляцию денег, и основная проблема – это то , что ЦБ устанавливает ставку денег (ставку ЦБ) по своему усмотрению, не давая рынку самому определить стоимость денег. Кроме этого ЦБ и Правительство при эмиссии денег прежде всего защищают интересы приближенного к Власти  Бизнеса. Именно им достаются «дешевые» кредитные ресурсы.

Среди плюсов эмиссии денег – это бесспорно увеличение деловой активности. Главное здесь – не увлечься кредитной эмиссией денег «из воздуха».

Какие из следующих идей программы "Столыпинского клуба" наиболее реализуемы?

- эмиссионное стимулирование (количественное смягчение, повышение доступности кредита);

Реализуема , но имеет риски инфляции.

- налоговый зачет на 25% от стоимости оборудования (по НДС, налогу на прибыль и/или налогу на имущество и землю);

Ограниченный эффект, т.к. бизнес страдает от стагнации спроса и «дороговизны» денег.

- ускоренная амортизация оборудования отечественного производства;

 А почему не импортного? Считаю, что любое оборудование должно ускоренно амортизироваться.

- регрессивная шкала социальных страховых платежей в зависимости от уровня производительности труда;

 На мой взгляд эта мера не будет иметь позитивного эффекта, рост производительности труда опирается на «капитал» и на «технологии», высвобождая огромную армию людей. У нас очень сильное налогообложение на труд. Считаю, что нужно снижать налоги на труд, это будет сильно способствовать росту машиностроения, сервисных компаний и т.д.

- вывод из-под налогообложения всех расходов на НИОКР;

 Очень сложно администрировать. При нынешнем общем неверии бизнеса и власти в том, что Россия станет технологическим лидером в мире, данная мера скорее всего будет использоваться как уход от налогов. Нам пока проще копировать (покупать)  лучшие технологии - это проще и дешевле.

- снижение страховых платежей, налога на прибыль, НДС;

 Поддерживаю снижение страховых платежей, как налогов на труд.

Считаю, что налог на прибыль и НДС – вполне умеренные в сравнении со странами ОСЭР. Мы не можем снижать все налоги. Наиболее вредные – это налог на труд.

- увеличения налогов на потребление и сырьевую ренту;

Сырьевая рента обложена уже высоко, у нас высокие НДПИ и экспортные налоги на сырье (нефть и газ). Проблема в неэффективном управлении госкомпаниями. Газпром стоил 300 млрд долларов в 2005-2007 годах, за последующие десять лет Газпром заработал еще 300 млрд долларов, которые он краней неэффективно инвестировал, в итоге капитализация компании упала до 40 млрд долларов, а годовая прибыль упала в два раза по сравнению со срединной прибылью за последние 10 лет.

- поддержание заниженного курса рубля;

Очень эффективная мера!

- перечисление экспортерами налогов в бюджет в иностранной валюте;

Это будет на руку «зеленому» доллару, мы будем импортировать американскую инфляцию, что мы делали последние 10–20 лет , когда ФРС США печатало деньг , а инфляция при этом была в России, а не в США.

Поэтому - категорически против! Нам нужно усиливать «ценность» рубля, а не доллара!

- введение налога на покупку валюты для компаний (кроме импортеров) и другие меры "валютной делиберализации", включая налог на операции конвертации;

 Это запоздалая мера после 15 лет свободной конвертации. Мы уже «съели» самое плохое , впереди нас ждет рост привлекательности среди иностранных инвесторов.

Налог на конвертацию уже не нужен на ближайшие 5-7 лет, сейчас мы дне. Впереди рост. Такой налог тактически имеет смысл на пике, рынка, когда индекс РТС, условно, вернется на уровень 1600 – 2200.

- трансформация естественных монополий в рыночные инфраструктурные компании (с ограничением индексации тарифов на три-четыре года);  

В трансформацию не верю, а ограничение индексации тарифов – это лишь наличие или отсутствие политической воли.  

- «новая индустриализация» — импортозамещение в АПК, автомобилестроении и высокотехнологичном машиностроении, стройматериалах. В экспорте -продуктов ВПК, химпрома, глубокой переработке сырья; 

  Эту часть работы должен взять на себя бизнес , которого очень мало! И пока не видно причин для роста. 86% выпускников стремятся попасть в госструктуры или в госкомпании. Каждый восьмой студент – юрист. Юристы пишут законы и рулят экономикой безответственно и надменно, подчеркивая свою исключительность в познаниях юриспруденции на большинстве общественных слушаний законопроектов. Юристы явно путают местами «телегу и лошадь»: не законы движут экономикой, а экономика определяет законы. Здесь полное непонимание причинно-следственной связи.

Только 3% студентов и выпускников хотят стать предпринимателями и нести реальную ответственность за принимаемые решения. Это очень мало. В других развивающихся экономиках 15–25 % студентов идут в бизнес.

Короче говоря, наша бюрокаратия и юристы, принимая по 500–600 законов в год (это десятки тысяч страниц ежегодно) в  интересах каждой раз узкой группы лиц и прикрываясь ложными лозунгами о «правопорядке» привела к появлению 197 контрольно-надзорных органов и невозможности работать в России, не нарушив очередную инструкцию под номером условно 13 008. Правовой нигилизм  в стране Растет и причина этому запутанность и множество взаимнопротиворечивых нормативных актов огромного количества ФОИВов (федеральных органов исполнительной власти) .  

- развитие жилищного строительства;  

Да. Один инвестированный рубль в строительство имеет мультипликативный эффект по цепочке создания стоимости и дает 7 рублей эффекта по всем предприятиям (строительные матералы, полимеры и газохимия, металлургия, транспорт, машиностроение, сервис).  

- развитие инфраструктурных проектов;  

Да!

 

- развитие конкуренции.  

 Для меня – это уже символ словоблудия, как и слово "либерализм". Мы говорим уже 10 лет о конкуренции и все 10 лет госучастие в экономике растет, а частный бизнес с каждым годом составляет все меньшую часть экономике страны. При этом 90% всех антимонопольных дел возбуждают против частного и эффективного бизнеса. В итоге ФАС, вместо развития конкуренции, по факту стоит на страже госсектора и  все увеличивающегося вмешательства в дела частных компаний. ФАС искренне верит, что может вмешиваться и управлять делами частных компаний лучше, чем собственники. Госуправленцы замечают мелочи в частном бизнесе и не видят «бревна» в собственной политике.

 

Реально ли достижение 10% в год экономического роста? 

Реально. Но 80% реальности лежит в «общественном сознании». Пока же граждане России - и сами не стремятся делать бизнес, и не верят предпринимателям. Последний опрос ВЦИОМ показал, что индекс доверия бизнесу меньше, чем доверия чиновникам, полицейским и журналистам.

В итоге все большее количество россиян избегают собственного бизнеса и все больше устремлены на иждивенчество и на активное участие чиновников в перераспределение общественных благ. В таких условиях 3% активной части населения не смогут не только добиться 10% роста, будет проблемой поддерживать даже достигнутый уровень экономического благосостояния.

Граждане страны не хотят принять во внимание один факт: чиновники не создают ценности и богатства, они лишь их перераспределяют, не забывая о себе разумеется. Замечу, что в России 15 млн человек – бюджетополучатели! - в реальной экономике работает только 55-60 млн человек, из которых в чисто частном бизнесе около 10 млн человек. И количество работающих в частном бизнесе с каждым годом все меньше. Остальная половина населения – иждивенцы: дети, студенты, пенсионеры, безработные. «Если Вы думаете , что Правительство – это часть решения Вашей проблемы , то Вы ошибаетесь! Правительство – это часть Вашей проблемы» - Авраам Линкольн.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара к рублю всех сильно удивит
      На российском валютном рынке растет спрос на рублевую ликвидность в ожидании налогового периода. А прогнозы экспертов в отношении курса рубля становятся все более смелыми
    2. Курс доллара: рубль готовится к важному событию
      Курс доллара: рубль готовится к важному событию
    3. Курс доллара: такого поворота никто не ожидал
      Курс доллара: такого поворота никто не ожидал
    Реклама