Мир

Москва, 30.05.2016


Ирану нечем платить за С-300

«Expert Online» 11 mar 2016
Фото ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Рогулин

Исполнение нового контракта с Ираном на поставку систем ПВО С-300 неожиданно для всех наткнулось на финансовые трудности. Исламская республика, испытывает сейчас гигантский дефицит средств, и поэтому решительно настаивает на том, чтобы график платежей по контракту был изменен. Это означает, что аванс за С-300 будет значительно меньше, чем планировалось, а сроки поставок комплексов придется увеличить. Более того, есть веские основания полагать, что вместо последней модификации – С-300ПМУ-2, Иран получит более раннюю версию – С-300ПМУ-1

Напомним, что по контракту, заключенному еще в 2007 году Иран должен был получить пять дивизионов С-300ПМУ-1 общей стоимостью свыше 800 млн долларов. Более того, Иран даже перечислил нам авансовый платеж в размере 167 млн долларов, а «Концерн ПВО «Алмаз-Антей»» начал сборку этих комплексов. Но затем ситуация вокруг Ирана резко изменилась. Власти США и ЕС официально обвинили эту страну в попытке создать ядерное оружие для того, чтобы впоследствии уничтожить Израиль. И хотя Иран все время подчеркивал, что его атомная программа носит исключительно мирный характер, своих планов в отношении Тель-Авива не скрывал. Это привело к тому, что все постоянные члены Совбеза ОНН единогласно проголосовали за введение международных санкций против Тегерана. При этом США, ЕС и Россия решили дополнительно ужесточить режим санкций в отношении Ирана.

Если резолюция ООН запрещала в числе прочего поставки Тегерану только наступательных вооружений, то наша страна, как впрочем, США и ЕС, решили ввести эмбарго на продажу еще и оборонительных систем. В результате контракт на поставки С-300 был аннулирован, а авансовый платеж быстро возвращен. Но Иран такое развитие событий не устроило и он подал в третейский суд в Женеве иск к России на 4 млрд долларов. И, конечно же, имел все шансы выиграть этот спор. Здесь просто нельзя не сказать о том, что Москва несколько раз предлагала Ирану уладить этот конфликт полюбовно.

Сначала предложили заменить комплексы С-300ПМУ-1 на системы «Антей-2500». Но только лишь потому, что С-300ПМУ-1 к тому времени уже были сняты с производства, а его возобновление требовало дополнительных затрат. Заметим, что эти две системы имеют схожие характеристики, только одна предназначена для обороны городов и оснащена колесными шасси, а вторая защищает группировки войск на марше и имеет гусеничную базу. Правда, в отличие от С-300 ПМУ-1 «Антей-2500» может одновременно наводить только четыре ракеты, а не 12. Зато дальность их поражения больше -- почти 250 км. Но, как заявил глава «Ростеха» Сергей Чемезов, иранцы от такой замены решительно отказались.

«Они поставили жесткое условие, сказали – дайте нам именно С-300. Мы сказали: «О’кей» -- заявил Чемезов. Но чтобы поставить С-300, нужно было не только возобновить их производство, но и отменить односторонние российские санкции. Именно это еще в прошлом году и сделал Владимир Путин, подписав соответствующий указ. В результате иск Ирана к России был отозван, а между нашими странами заключен новый контракт на поставку С-300, который уже вступил в силу. Правда, его параметры, судя по всему, недавно пришлось скорректировать. Так, изначально предполагалось, что Иран получит к концу 2017 года 4 дивизиона С-300ПМУ-2 на общую сумму около 1 млрд долларов. Однако на днях Сергей Чемезов заявил, что речь идет о последней модификации комплексов С-300ПМУ-1. Причем контракт с Ираном также станет последней поставкой этих систем за рубеж, после чего они будут сняты с производства. «Первая поставка состоится в августе или сентябре этого года» - сообщил глава «Ростеха». Заметим, что С-300ПМУ-1 значительно уступает куда более совершенному комплексу С-300ПМУ-2 по целому ряду характеристик. Так, например, эффективность последней системы в среднем на 15-20% выше при отражении комбинированных ударов аэродинамических и баллистических целей. Кроме того, С-300ПМУ-2 в отличие от своего предшественника оснащается современными вычислительными средствами типа «Эльбрус». Но почему же тогда Иран предпочел хоть и очень надежную, но все-таки устаревшую версию С-300?

Все дело в том, что у Исламской республики сейчас просто нет свободных денег. Более того, и в обозримой перспективе их появления ожидать не стоит. Так, уже известно, что Иран стал настаивать на изменении графика платежей по контракту на С-300. Если раньше предполагалось, что оплата будет проводиться поэтапно пятью равными частями (примерно по 200 млн долларов), то теперь иранцы предложили заплатить почти все средства по факту поставки. Сами иранцы такое решение объясняют простым желанием перестраховаться от возможного повторения истории девятилетней давности, но на самом деле причина куда проще – они физически не могут заплатить.

Еще совсем недавно власти в Тегеране надеялись на то, что после снятия международных санкций им откроют доступ к тем средствам, которые хранятся в банках США и ЕС. Считалось, что на счетах ЦБ Ирана и других государственных финансовых институтов на Западе в общей сложности находится порядка 150 млрд долларов. Из них в самих США по словам главы Госдепартамента Джона Керри – менее 50 млрд долларов. Тем не менее, буквально вчера американская юстиция сделала первый шаг к тому, чтобы возврат этих средств Тегерану стал невозможен в принципе. Так, Окружной суд Нью-Йорка обязал власти Ирана выплатить страховым компаниям и семьям жертв терактов 11 сентября 2001 года около 10,5 млрд долларов. Такой вердикт был вынесен на основании показаний трех неназванных засекреченных свидетелей, которых представляли адвокаты. Эти так называемые свидетели утверждали, что Иран имел отношение к терактам 11 сентября. А чуть раньше тот же нью-йоркский суд вынес решение, согласно которому Иран не доказал свою непричастность к террористам, и, соответственно, власти этой страны должны понести свою долю ответственности за причиненный ущерб.

Заметим, что аналогичный иск к Саудовской Аравии, чьи граждане собственно и были террористами захватившими самолеты, которые потом врезались в WTC, американский суд не принял на том, основании, что Саудовская Аравия – суверенное государство, и он не вправе рассматривать такие дела. Очевидно, что вся эта история не имеет никакого отношения к закону и прямо нарушает презумпцию невиновности. Ее истинная цель – не дать Ирану вернуть свои средства из банков США и других стран подконтрольных американской юрисдикции через всевозможные правовые межгосударственные соглашения. Уже в ближайшее время все активы Ирана в таких странах вновь будут арестованы. А значит, и заплатить по контракту на С-300 Исламской республике будет очень не просто.

По некоторым данным, сделка по комплексам ПВО зависела еще от одного фактора. России важно не допустить сейчас нового снижения цен на нефть после наметившегося роста. Цена, которую считают релистичной и у нас, и в Саудовской Аравии - 50 долларов за баррель и рынок к этому постепенно идет. Однако иранцы не раз во всеуслышание заявляли о своем намерении как можно скорее выйти на "досанкционные" уровни добычи и экспорта. Для рынка это оззначало бы заметное  проседание. Оно не в интересах и самого Ирана, но тот, как недавно и саудовцы, давал понять что ему сейчас важнее не цена, а рыночная доля.
У РФ не так много рычагов в отношениях с Ираном, и комплексы С300 пожалуй главный из них. Не позиция Израиля, как многие считают, по крайней мере не только она, а именно увязка поставки комплексов с более аккуратным поведением ИРИ на нефтяном рынке сдерживала оружейную сделку. На самом деле, российская сторона хочет от Ирана не так уж многого. Присоединиться в том или ином формате к режиму ограничения поставок нефти на мировой рынок (о чем большинство стран уже договорились), не слишком даже ущемляя собственные интересы. То есть выходить на рынок не демонстративно, а тихо и плавно. Может быть даже больше поставлять, но поменьше говорить об этом. Судя по тому, что сделка объявлена, такой договоренности мы с Ираном достигли. Поскольку поставка дело многоэтапное и начнется не прямо сегодня, проконтролировать выполнение джентльменского соглашения российская сторога сможет.


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Эксперт» приступил к подготовке первого рейтинга крупнейших транспортно-логистических компаний России

    Для участия в проекте необходимо заполнить электронную анкету






    Реклама




    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Фото: Сергей Мелихов специально для «РР»; youtube.com/TheKateClapp; Вячеслав Прокофьев, пресс-служба студии «Третий Рим», Алексей Панциков/ТАСС

    20 самых красивых женщин России

    «РР» публикует результаты большого исследования идеала женской красоты в современной России. Конечно, в нашей стране гораздо больше прекрасных дам, чем 20 лидеров народного рейтинга и 89 женщин, названных экспертами и журналистами. Но дело в нашем исследовании не в «рейтингах», а в понимании смысла красоты и ценностей, господствующих в стране. Дело не только в красоте, но и в человеке.


    TАСС Валерий Матыцин

    Реформа теплоэнергетики

    За теплом в альтернативную котельную

    Правительство опубликовало законопроект о реформе рынка теплоэнергетики в ЖКХ: в корне меняется тарифная модель и система взаимоотношений, куда включено все городское население и множество юридических лиц. Целевая модель с единой теплоснабжающей организацией хорошо работает в странах Северной Европы, успокаивают аналитики, а цены "альтернативной котельной" не должны напугать ни поставщиков, ни потребителей. Зимой узнаем...

    Михаил Джапаридзе/ТАСС

    Политика Центробанка

    В ЦБ раскрыли намерения

    Банк России опубликовал «Основные направления развития финансового рынка РФ на период 2016–2018 годов». Аналитики полагают, что теперь может стать меньше отозванных банковских лицензий, а больше - саморегулирования, ЦБ обратит внимание на облигации как альтернативу депозитам, а сам банк обещает вывести на первый план внутреннего инвестора. Но захочет ли он?

    Европейский прорыв

    На площадке в Венеции «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и SuperJet International (SJI) торжественно передали первый лайнер SSJ 100 ирландской авиакомпании CityJet. Событие это во всех отношениях знаковое, поэтому и прошло оно с большой помпой. Как-никак речь идет о поставке нашего нового пассажирского самолета в Европу впервые за последние тридцать лет.

    Сам себе Сименс

    В Екатеринбурге реализована технологическая цепочка восстановления рабочих и направляющих лопаток и других частей горячего тракта газовых турбин. Результат — снижение зависимости от импорта и повышение энергобезопасности страны