Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Выпьем за свободу слова

«Expert Online» 2016
ИТАР-ТАСС/ Виталий Белоусов

Споры вокруг возможного возвращения рекламы алкоголя и табака в СМИ разгорелись с новой силой. Без подобной либерализации многие средства массовой информации могут не пережить кризис. Впрочем, есть опасность, что рекламный рынок, напротив, ждут новые запреты.

СМИ нужна «кормовая база»

О серьезнейшем прошлогоднем падении доходов СМИ от рекламы сообщил руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. «Мы видим, как падают рекламные доходы печатных СМИ. За 2015 год они упали на 29% к уровню предыдущего года»,— цитирует ТАСС чиновника, выступившего  на заседании Совета по правам человека, посвященном механизмам господдержки региональных СМИ. 

Ранее на этом заседании заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин заявил о необходимости либерализации рекламного рынка, и, в частности, разрешения рекламы алкоголя, лекарств, а также освобождения СМИ от ответственности за рекламу биологически активных добавок (БАДов). «Если мы не увеличим "кормовую базу" средств массовой информации, никаких нормальных средств массовой информации в стране не будет»,— сказал в частности он.

Логика тут проста. Либо СМИ должны зарабатывать (что им делать мешают) и максимально возможно обеспечивать свои нужды, либо их должны содержать собственники, частные или государственные. В нынешних условиях и у бизнеса, и у власти ресурсы на это весьма ограничены, и есть опасность вообще потерять значительное число средств массовой информации.  Традиционно профильным чиновникам, отстаивающим  интересы прессы, противостоят  Роспотребнадзор, Минздрав и ФАС.

Во многом благодаря их стараниям, поддержанных законодателем, реклама алкоголя запрещена в периодических печатных изданиях (за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов – ст. 21 «Закона о рекламе»). Не должна она размещаться и в теле- и радиопрограммах, а также «в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"».

За здоровье нации!

Проблем СМИ чиновники предпочитают не замечать, зато активно преподносят себя  защитниками общественного здоровья и нравственности. Сколько-нибудь убедительных доводов о том, что запрет на рекламу алкоголя уменьшает его потребление, как правило,  не приводится. Хотя, справедливости ради, нужно признать, что международные организации считают эту меру эффективной. Например, ограничение объема рекламы является частью европейского плана  действий по сокращению вредного употребления алкоголя на 2012–2020 годы.

При этом очевидно, что рекламируются все-таки конкретные бренды, а не сами напитки (водка, пиво, вино и т д.). Соответственно противники запрета говорят, что речь идет не о здоровье нации, а о нечестной конкуренции, когда уже раскрученные марки фактически монополизируют полки магазинов.  И если Минздраву до этого нет дела, и он ссылается на международную практику, то ФАС, напротив, должен был бы выступить в поддержку либерализации. Так один из импортеров алкоголя пожаловался «Эксперт Online», что попасть на полку с новыми брендами сейчас практически невозможно: «Сети требуют повышения узнаваемости продуктов, а при нынешних законах обеспечить ее практически невозможно или экономически нецелесообразно».

Однако, судя по всему, это как раз тот случай, когда чиновники не хотят лишать себя легкой работы. Тем более, что она сама плывет в руки. Например, недавно пресс-служба УФАС по Ленинградской области, обнаружила в одном из печатных изданий Гатчины рекламу кафе «Имбирь» со слоганом «Накормим. Напоим. Накурим», содержавшую виды интерьера заведения и изображение курящего кальян человека. Реклама может быть и неуклюжая, но не за это же управляющий кафе был оштрафован на 20 тысяч рублей? Подобные, зачастую курьезные истории, происходят по всей стране.  И если уж у антимонопольщиков  не всегда получается разоблачать картельные сговоры, то с внимательным чтением газет и просмотром телепередач они справляются отлично. Так что ждать поддержки со стороны ФАС прессе не стоит.

На трезвую голову

Господин Волин убежден, что «все рассуждения о том, что граждане России могут стать объектами манипулирования, жертвами недобросовестной рекламы просто унизительны для населения страны». Заместитель главы Минсвязи полагает, что запрет на рекламу алкоголя «выгоден прежде всего крупным иностранным производителя алкоголя, которые не нуждаются в своей рекламе». «А местная отечественная водка, региональная — она не может без рекламы выйти на рынок»,— цитирует его ТАСС

Действительно, периодика, передачи и сайты, предназначенные для совершеннолетних, вполне могли бы обойтись без подобных запретов. Тем временем в Госдуме звучат призывы о необходимости приравнять рекламу газировки и фастфуда к алкоголю. Так что, возможно, особенно в преддверии выборов, СМИ могут получить не  желаемое смягчение законов, а наоборот, новые ужесточения. Да, речь возможно идет не о самых полезных для человека продуктах. Но их производит крупная индустрия и они дают большие обороты розницы. А доходная база средств массовой информации в России меж тем серьезно подорвана. Периоды экономических кризисов вообще не лучшее время для излишних запретов, связанных с алкоголем. В США отмена "сухого закона" стала одним из первых шагов по выходу из Великой депрессии. А в период борьбы за трезвость во время "перестройки" в СССР, как-то раз по ТВ даже не показали перед Новым годом фильм "С легким паром". Из-за сцен с выпивкой, важных для сюжета. Потом, правда, одумались, но в каком-то смысле было уже поздно.

И если уж рассуждать в идеальных категориях, да подумать на трезвую голову, то следовало бы что-то сделать, чтобы поднять в разы экономический рост и в СМИ пришла реклама отечественной промышленной продукции и услуг.  А пока для индустрии медиа расширение (а ни в коем случае не сужение) круга рекламируемых товаров было бы большим подспорьем. Чтобы было, по крайней мере, где печатать статьи о здоровом образе жизни и политические программы депутатов.


Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама