Экономика

Москва, 28.05.2016


Николя Мор на ВАЗе

«Expert Online» 15 mar 2016
ИТАР-ТАСС/Архив

Так получилось, что назначение нового президента «АвтоВАЗа» Николя Мора совпало с выходом в "Эксперте" статьи о состоянии Волжского автозавода и его смежников. На взгляд иностранных совладельцев предприятия альянса Renault—Nissan, состояние наверное неплохое. Если посмотреть со стороны российских интересов - удручающее.

Коротко говоря, за годы участия в капитале ВАЗа этого альянса, в том числе в период руководства Бу Андерссона, на автозаводе произошли очень крупные сокращения, более чем в 2 раза, еще больше персонала сокращено у смежников. Рынок при этом упал из-за экономического кризиса куда менее значительно. Несмотря на отчеты, победные, о высокой степени локализации производства, у новых моделей, "Весты" и особенно "Икс-рея", она смехотворно мала для машин, считающихся российскими. Смежникам навязывают импортные комплектующие. Из завершающих шагов г-на Андерссона - закрытие известного опытно-промышленного производства - ОПП "АвтоВАЗа", и очень значительное сокращение высоко квалифицированного персонала вазовского НТЦ. Последний вряд ли теперь сможет разрабатывать самостоятельно новые модели. А ведь его вклад в "Весту" был немалым. Подробности читайте здесь.

Карлос Гон, президент и генеральный директор компаний Renault и Nissan, известен как "киллер издержек". Бу Андерссон под его высшим руководством сокращал издержки вместе с персоналом, то есть весьма значительно. За что же его убрали?

У "АвтоВАЗа огромные, беспрецедентные даже для этого, много повидавшего предприятия убытки. Прямые - более 20 млрд рублей, косвенные более 70 млрд. Весьма вероятная причина как раз в низкой степени локализации, то есть в высокой доле импортных комплектующих в условиях резкого роста курса доллара к рублю. Этого Андерссон просчитать не мог. Потому что в принципе-то высокая доля импорта иностранным совладельцам завода как раз и выгодна. Он действовал в их интересах, но проиграл на конъюнктуре, совершив еще ряд менеджерских просчетов, и был уволен. Но вряд ли только этот мотив. Г-н Бу сделал черную работу. Вряд ли в альянсе на него в обиде. А убытки - вы не читали антикризисную программу правительства? Львиная доля прямого финансирования там предназначена для автопрома. И будет удивительно, если из этой доли немалая доля не достанется заводу в Тольятти. То есть достанется, конечно. Так что убытки будут покрыты. Ну ничего, может, хоть новых увольнений не будет.

Новую политику на ВАЗе будет проводить 55-летний глава, видимо уже бывший, Renault в Румынии. Он также является на момент назначения президентом Automobile Dacia SA, которую характеризуют как одну из самых быстрорастущих автомобильных марок в Европе.

Но "Дачиа" никогда, даже в социалистические времена, не была в полной мере самой собой. Она всегда была "Рено", причем куда больше, чем наш "АвтоВАЗ" был "Фиатом" - в том по крайней мере смысле, что ВАЗу удавались абсолютно передовые разработки, прежде всего "Нива", а внедорожник "Дачиа" был предметом иронии даже в СССР. Приличные автомобили этой фирмы были "Рено" по происхождению. Самые лучшие построены на платформе Logan. Наш "АвтоВАЗ" был флагманом предприятий соцлагеря и долгое время надеждой на собственный автопром. Похоже, эта надежда умирает, как ей и полагается, последней - вслед за прочими отечественными производителями легковых машин. "Киллеры издержек", действуя конечно по принципу "только бизнес", оказываются и киллерами российского автопрома.

Да, справедливо считается, что современные автомобили должны строиться на так называемых "глобальных платформах". Но таковой могла бы стать как раз платформа "Лады Весты" -  Lada B, переработанная Lada C, созданная еще до прихода на завод франко-японского альянса (тоже совместно, с канадской Magna, но разработка это тем не менее вазовская). Однако следующий по времени разработки и по классу кроссовер "Лада Икс-Рэй" сделан не на ней, хотя у него тот же "иксовый" стиль кузовного дизайна. Он строится на логановской платформе, лежащей в основе Renault Sandero. Да и кто теперь будет развивать нашу отечественную Lada B, если от НТЦ мало что осталось? Так ВАЗ постепенно теряет статус полноценной автомобильной фирмы, превращаясь в придаток больших компаний чужого автопрома.

Нет, при всем желании с г-ном Мором не получается связывать какие-то оптимистические надежды. Хотя наверняка он будет поразумнее в плане издержек, да и то сказать, рентабельность у машин невысокая, цена немаленькая, особенно "выпадает" по этим параметрам новый кроссовер. На то, что главная задача нового президента «АвтоВАЗа» - наладить тесное взаимодействие с местными поставщиками, указывают эксперты отрасли. Так что если не придумать что-то с той же локализацией, то просто не будут покупать. Но свой легковой автопром России когда-нибудь все же придется создавать заново.


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Эксперт» приступил к подготовке первого рейтинга крупнейших транспортно-логистических компаний России

    Для участия в проекте необходимо заполнить электронную анкету






    Реклама




    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Thibault Camus: AP/TASS

    Атомная забастовка во Франции

    Акции протеста против трудовой реформы во Франции становятся все радикальнее по мере приближения чемпионата Европы по футболу. Открытие первенства, намеченное на 10 июня, манифестанты намерены отметить массовыми демонстрациями и стачками. Забастовки ожидаются в национальной транспортной системе — SNCF, от работы которой зависит перемещение болельщиков по стране. К акциям протеста присоединились работники всех французских атомных электростанций, а это может привести к перебоям в подаче электроэнергии во время Евро-2016


    AP/TASS

    Нефть

    Саудовская Аравия добилась своего

    От саммита ОПЕК, который пройдет на следующей неделе в Вене, по традиции не ждут прорывов, которые могут серьезное повлиять на рынки. Однако предстоящая встреча министров нефти членов картеля будет имеет свои интриги

    AP/TASS

    Технологии

    Американские техногиганты стали большой проблемой Европы

    Эта неделя ознаменовалась новым обострением борьбы между Еврокомиссией и крупнейшими технологическими компаниями из США. Alphabet, Amazon и Netflix из-за перенасышенности американского рынка и в целях освоения рынка европейского все энергичнее вторгаются в Старый Свет. Европейские регуляторы пытаются всеми силами отбиваться от заокеанского нашествия

    Транспорт и связь

    На скорости 400 км/час до дачи

    Скорость поездов на ВСМ Москва-Казань достигнет рекордного уровня. При этом обещают, что трасса позволит совершать недальние поездки, хотя и должна стать часть глобального транспортного коридора между Востоком и Западом, о чем говорилось 27 мая на встрече главы РЖД с железнодорожниками Китая

    Городская среда

    Вселенная «Живых городов»

    Разбросанные по огромной территории России, города в последние века одновременно были центрами производства, инноваций, образования и культуры. Сегодня в России 1108 городов. В планах национального проекта «Живые города» - оживить 1000 из них к 2035 году. Но каким образом?

    Подсыпали сахару

    Компания «Русагро» привлекла инвесторов не только перспективами сельского хозяйства, но и обещанием платить дивиденды даже при масштабных капвложениях