Экономика

Москва, 25.06.2016


Николя Мор на ВАЗе

«Expert Online» 15 mar 2016
ИТАР-ТАСС/Архив

Так получилось, что назначение нового президента «АвтоВАЗа» Николя Мора совпало с выходом в "Эксперте" статьи о состоянии Волжского автозавода и его смежников. На взгляд иностранных совладельцев предприятия альянса Renault—Nissan, состояние наверное неплохое. Если посмотреть со стороны российских интересов - удручающее.

Коротко говоря, за годы участия в капитале ВАЗа этого альянса, в том числе в период руководства Бу Андерссона, на автозаводе произошли очень крупные сокращения, более чем в 2 раза, еще больше персонала сокращено у смежников. Рынок при этом упал из-за экономического кризиса куда менее значительно. Несмотря на отчеты, победные, о высокой степени локализации производства, у новых моделей, "Весты" и особенно "Икс-рея", она смехотворно мала для машин, считающихся российскими. Смежникам навязывают импортные комплектующие. Из завершающих шагов г-на Андерссона - закрытие известного опытно-промышленного производства - ОПП "АвтоВАЗа", и очень значительное сокращение высоко квалифицированного персонала вазовского НТЦ. Последний вряд ли теперь сможет разрабатывать самостоятельно новые модели. А ведь его вклад в "Весту" был немалым. Подробности читайте здесь.

Карлос Гон, президент и генеральный директор компаний Renault и Nissan, известен как "киллер издержек". Бу Андерссон под его высшим руководством сокращал издержки вместе с персоналом, то есть весьма значительно. За что же его убрали?

У "АвтоВАЗа огромные, беспрецедентные даже для этого, много повидавшего предприятия убытки. Прямые - более 20 млрд рублей, косвенные более 70 млрд. Весьма вероятная причина как раз в низкой степени локализации, то есть в высокой доле импортных комплектующих в условиях резкого роста курса доллара к рублю. Этого Андерссон просчитать не мог. Потому что в принципе-то высокая доля импорта иностранным совладельцам завода как раз и выгодна. Он действовал в их интересах, но проиграл на конъюнктуре, совершив еще ряд менеджерских просчетов, и был уволен. Но вряд ли только этот мотив. Г-н Бу сделал черную работу. Вряд ли в альянсе на него в обиде. А убытки - вы не читали антикризисную программу правительства? Львиная доля прямого финансирования там предназначена для автопрома. И будет удивительно, если из этой доли немалая доля не достанется заводу в Тольятти. То есть достанется, конечно. Так что убытки будут покрыты. Ну ничего, может, хоть новых увольнений не будет.

Новую политику на ВАЗе будет проводить 55-летний глава, видимо уже бывший, Renault в Румынии. Он также является на момент назначения президентом Automobile Dacia SA, которую характеризуют как одну из самых быстрорастущих автомобильных марок в Европе.

Но "Дачиа" никогда, даже в социалистические времена, не была в полной мере самой собой. Она всегда была "Рено", причем куда больше, чем наш "АвтоВАЗ" был "Фиатом" - в том по крайней мере смысле, что ВАЗу удавались абсолютно передовые разработки, прежде всего "Нива", а внедорожник "Дачиа" был предметом иронии даже в СССР. Приличные автомобили этой фирмы были "Рено" по происхождению. Самые лучшие построены на платформе Logan. Наш "АвтоВАЗ" был флагманом предприятий соцлагеря и долгое время надеждой на собственный автопром. Похоже, эта надежда умирает, как ей и полагается, последней - вслед за прочими отечественными производителями легковых машин. "Киллеры издержек", действуя конечно по принципу "только бизнес", оказываются и киллерами российского автопрома.

Да, справедливо считается, что современные автомобили должны строиться на так называемых "глобальных платформах". Но таковой могла бы стать как раз платформа "Лады Весты" -  Lada B, переработанная Lada C, созданная еще до прихода на завод франко-японского альянса (тоже совместно, с канадской Magna, но разработка это тем не менее вазовская). Однако следующий по времени разработки и по классу кроссовер "Лада Икс-Рэй" сделан не на ней, хотя у него тот же "иксовый" стиль кузовного дизайна. Он строится на логановской платформе, лежащей в основе Renault Sandero. Да и кто теперь будет развивать нашу отечественную Lada B, если от НТЦ мало что осталось? Так ВАЗ постепенно теряет статус полноценной автомобильной фирмы, превращаясь в придаток больших компаний чужого автопрома.

Нет, при всем желании с г-ном Мором не получается связывать какие-то оптимистические надежды. Хотя наверняка он будет поразумнее в плане издержек, да и то сказать, рентабельность у машин невысокая, цена немаленькая, особенно "выпадает" по этим параметрам новый кроссовер. На то, что главная задача нового президента «АвтоВАЗа» - наладить тесное взаимодействие с местными поставщиками, указывают эксперты отрасли. Так что если не придумать что-то с той же локализацией, то просто не будут покупать. Но свой легковой автопром России когда-нибудь все же придется создавать заново.


Журнал «Эксперт» подписка

Оформите подписку на закрытые материалы журнала «Эксперт» и читайте их в полном объеме на сайте





    Реклама
    Читать все комментарии
    AdRiver

    «Карта управленческого образования России»

    Предлагаем Вам принять участие в проекте и заполнить электронную анкету




    Реклама



    Читайте так же

    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    ТАСС

    Великий и могучий Батынков

    В Москве проходят сразу две выставки художника Константина Батынкова. Не каждый художник сможет выйти в художественный свет одновременно с ретроспективной, одной из самых масштабных в творческой биографии выставкой, каковой является «Константин Батынков. Виды», и с тематической, ничуть не теряющейся на фоне первой. Батынков может. «Эксперт» попытался выяснить у художника, что им движет


    Станислав Красильников/ТАСС

    Скандалы

    Кто оказал Никите Белых спонсорскую помощь?

    "Это была не взятка, а деньги для нужд города Кирова", - так, по словам следователя, объяснил на допросе губернатор Кировской области назначенной им 23 июня и ранее крупной суммы в евро. В его показаниях фигурирует некий гражданин Германии, есть и претендент на эту роль, но пока следствие называет взяткодателем "неустановленное лицо"

    Фото: предоставлена компанией ДВАДЦАТЫЙ ВЕК ФОКС СНГ

    «День Независимости-2» на экране и в жизни

    В прокат вышел фильм «День независимости: Возрождение» — сиквел великого и смешного фильма-катастрофы о нашествии инопланетян на Землю. Побежденные в первом «Дне» инопланетяне возвращаются на Землю. Но поколение детей дает им еще более яростный отпор. «РР» поговорил с Эммерихом

    AP/TASS

    Brexit

    Лондонский Сити потрясен

    Больше всего от брекзита, похоже, потеряет финансовая система Великобритании. Лондону угрожает лишение неофициального титула одной из финансовых столиц мира и потеря многомиллиардных доходов

    ТАСС Автор: Сергей Бобылев

    Скандалы

    Улита едет

    Насколько можно понять, дело о взятке в отношении Кировского губернатора Никиты Юрьевича Белыха было возбуждено не сегодня. Сообщение Следственного комитета начинается словами не о задержании губернатора, а о возбужденном деле. И по-мнению видного эксперта, губернатор находился в разработке давно. А взяли вот только сейчас