Экономика
Москва, 30.09.2016


Николя Мор на ВАЗе

«Expert Online» 2016
ИТАР-ТАСС/Архив

Так получилось, что назначение нового президента «АвтоВАЗа» Николя Мора совпало с выходом в "Эксперте" статьи о состоянии Волжского автозавода и его смежников. На взгляд иностранных совладельцев предприятия альянса Renault—Nissan, состояние наверное неплохое. Если посмотреть со стороны российских интересов - удручающее.

Коротко говоря, за годы участия в капитале ВАЗа этого альянса, в том числе в период руководства Бу Андерссона, на автозаводе произошли очень крупные сокращения, более чем в 2 раза, еще больше персонала сокращено у смежников. Рынок при этом упал из-за экономического кризиса куда менее значительно. Несмотря на отчеты, победные, о высокой степени локализации производства, у новых моделей, "Весты" и особенно "Икс-рея", она смехотворно мала для машин, считающихся российскими. Смежникам навязывают импортные комплектующие. Из завершающих шагов г-на Андерссона - закрытие известного опытно-промышленного производства - ОПП "АвтоВАЗа", и очень значительное сокращение высоко квалифицированного персонала вазовского НТЦ. Последний вряд ли теперь сможет разрабатывать самостоятельно новые модели. А ведь его вклад в "Весту" был немалым. Подробности читайте здесь.

Карлос Гон, президент и генеральный директор компаний Renault и Nissan, известен как "киллер издержек". Бу Андерссон под его высшим руководством сокращал издержки вместе с персоналом, то есть весьма значительно. За что же его убрали?

У "АвтоВАЗа огромные, беспрецедентные даже для этого, много повидавшего предприятия убытки. Прямые - более 20 млрд рублей, косвенные более 70 млрд. Весьма вероятная причина как раз в низкой степени локализации, то есть в высокой доле импортных комплектующих в условиях резкого роста курса доллара к рублю. Этого Андерссон просчитать не мог. Потому что в принципе-то высокая доля импорта иностранным совладельцам завода как раз и выгодна. Он действовал в их интересах, но проиграл на конъюнктуре, совершив еще ряд менеджерских просчетов, и был уволен. Но вряд ли только этот мотив. Г-н Бу сделал черную работу. Вряд ли в альянсе на него в обиде. А убытки - вы не читали антикризисную программу правительства? Львиная доля прямого финансирования там предназначена для автопрома. И будет удивительно, если из этой доли немалая доля не достанется заводу в Тольятти. То есть достанется, конечно. Так что убытки будут покрыты. Ну ничего, может, хоть новых увольнений не будет.

Новую политику на ВАЗе будет проводить 55-летний глава, видимо уже бывший, Renault в Румынии. Он также является на момент назначения президентом Automobile Dacia SA, которую характеризуют как одну из самых быстрорастущих автомобильных марок в Европе.

Но "Дачиа" никогда, даже в социалистические времена, не была в полной мере самой собой. Она всегда была "Рено", причем куда больше, чем наш "АвтоВАЗ" был "Фиатом" - в том по крайней мере смысле, что ВАЗу удавались абсолютно передовые разработки, прежде всего "Нива", а внедорожник "Дачиа" был предметом иронии даже в СССР. Приличные автомобили этой фирмы были "Рено" по происхождению. Самые лучшие построены на платформе Logan. Наш "АвтоВАЗ" был флагманом предприятий соцлагеря и долгое время надеждой на собственный автопром. Похоже, эта надежда умирает, как ей и полагается, последней - вслед за прочими отечественными производителями легковых машин. "Киллеры издержек", действуя конечно по принципу "только бизнес", оказываются и киллерами российского автопрома.

Да, справедливо считается, что современные автомобили должны строиться на так называемых "глобальных платформах". Но таковой могла бы стать как раз платформа "Лады Весты" -  Lada B, переработанная Lada C, созданная еще до прихода на завод франко-японского альянса (тоже совместно, с канадской Magna, но разработка это тем не менее вазовская). Однако следующий по времени разработки и по классу кроссовер "Лада Икс-Рэй" сделан не на ней, хотя у него тот же "иксовый" стиль кузовного дизайна. Он строится на логановской платформе, лежащей в основе Renault Sandero. Да и кто теперь будет развивать нашу отечественную Lada B, если от НТЦ мало что осталось? Так ВАЗ постепенно теряет статус полноценной автомобильной фирмы, превращаясь в придаток больших компаний чужого автопрома.

Нет, при всем желании с г-ном Мором не получается связывать какие-то оптимистические надежды. Хотя наверняка он будет поразумнее в плане издержек, да и то сказать, рентабельность у машин невысокая, цена немаленькая, особенно "выпадает" по этим параметрам новый кроссовер. На то, что главная задача нового президента «АвтоВАЗа» - наладить тесное взаимодействие с местными поставщиками, указывают эксперты отрасли. Так что если не придумать что-то с той же локализацией, то просто не будут покупать. Но свой легковой автопром России когда-нибудь все же придется создавать заново.


Журнал «Эксперт» + подарок

Журнал Эксперт + Сертификаты на обучение в школе иностранных языков



    Реклама

    AdRiver
    26 октября 2016 года. Форум «Эксперт-400»

    «Драйверы экономического роста России в настоящее время»



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

    В ситуации, когда государство не платит по госзаказам и забирает больше 14 рублей налогов и обязательных платежей с каждого рубля предпринимательской прибыли, а население сокращает расходы, дальнейшее повышение налогов не имеет смысла. Минфин публично признал это и пообещал не повышать налоги ближайшие три года


    Imago/TASS

    Мир

    Deutsche Bank: шансов на спасение без господдержки все меньше

    Акции Deutsche Bank в четверг снова рухнули на фоне бегства клиентов из хедж-фондов. Руководство компании пытается успокоить рынки и намекает даже на некий заговор "рыночных сил", но все больше экспертов склоняются к тому, что крупнейший немецкий банк придется спасать за счет средств правительства Германии

    ТАСС

    Специальный доклад

    Экспорт и техническая эффективность: есть ли связь?

    Результаты модельных расчетов говорят о наличии положительной взаимосвязи между статусом экспортера и технической эффективностью предприятий. Это, с одной стороны, является следствием обучения в процессе экспортной деятельности, а с другой — результатом самоотбора изначально эффективных предприятий, выходящих на экспортный рынок

    AP/TASS

    Нефть

    Нефти пообещали плюс $10

    Goldman Sachs прогнозирует рост цен на нефть на $10 в случае утверждения соглашения ОПЕК по сокращению добычи. Правда, уверенности в его исполнении нет, оговариваются аналитики