Минфин не намерен нарушать обещание президента не повышать налоговой нагрузки до 2018 года. После них министерство финансов предлагает отменить льготную ставку страховых взносов с фонда оплаты труда (сейчас 15,1%: с годового дохода свыше 796 тыс. руб.) и брать все 30% с любых доходов, пишут “Ведомости”. Увеличения пенсионных прав при этом не предусмотрено: они по-прежнему должны будут, по этим планам, формироваться исходя максимум из 796 000 руб.
Индивидуальным предпринимателям Минфин предлагает поднять границу страхового взноса до 2,2 МРОТ «в зависимости от продолжительности стажа» (сейчас – 1 МРОТ плюс 1% от суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб., но не больше 154 852 руб. в 2016 г.). Еще одна идея – ввести соплатеж по взносам для физических лиц, рассказали газете три чиновника, от 2 до 5%.
Таким образом по расчетам с 2019 года работодатели, чьи сотрудники имеют высокие зарплаты, будут дополнительно платить в фонды ПФР и ФОМС от 70 млрд руб. сборов. Еще 50 млрд начнет принесет повышение ставки для самозанятых (если они не прекратят свое дело). И 379,2 млрд руб., правда всего один раз, планируется получить в 2019 году от окончательной отмены накопительной части пенсий. Той, которая уже четырежды “замораживается”. И с которой сами же либеральные кабинеты министров один за другим связывали свои надежды на современную пенсионную систему.
Данное предложение находится в логике сегодняшнего курса, взятого правительством – экономия бюджетных средств, с одной стороны, и активное изыскание денежных средств для финансирования бюджетного дефицита, с другой, указывает эксперт центра "Общественная дума" Антон Соничев. Неспроста срок введения данной инициативы был несколько «отодвинут» на 2018-2019 годы. В первую очередь, конечно, это связано с президентскими выборами, перед которыми непопулярные решения руководству страны не нужны.
Однако, считает эксперт, есть еще причина, по которой срок обозначен как 2018-2019 годы: возможно, в правительстве есть понимание того, что будет с нефтяными ценами к этому времени, и какие появятся источники для финансирования дефицита бюджета. Ведь если цены стабилизируются хотя бы к отметке 60-65 долларов за баррель, то мы вполне можем получить бездефицитный бюджет. Однако если ситуация окажется прежней, то обозначенные 470-500 млрд рублей в 2019 году будут подспорьем.
В любом случае, полагает Антон Соничев, однозначно можно сказать следующее: введение данной инициативы не стоит ожидать раньше, чем в 2019 году. У экспертного сообщества и правительства есть достаточный срок для обсуждения механизмов, которые будут задействованы при осуществлении данного плана реформирования страховых взносов в налоговые. На людях, заработные платы которых меньше 65 тысяч рублей, данные изменения фактически не скажутся никак. По сути, суть изменений в том, что людям, зарабатывающим много, предлагается переплатить за всех остальных.
В нынешнем году суммарный размер взносов равен 30%, напоминает Антон Соничев, он пропорционально разделяется между тремя фондами: в Пенсионный фонд уходит 22%, в фонд обязательного медстрахования - 5,1 %, в фонд социального страхования - 2,9%. Стоит отметить, что ранее предлагались и более радикальные предложения, например, возвращение единого социального налога. Суть таких изменений в том, чтобы всю сумму страховых взносов в размере 30% передать на администрирование ФНС и направить их напрямую в бюджет. Если бы эта инициатива прошла, ФНС могла бы получить контроль над всем потоком социальных платежей размером почти 6 трлн рублей – это больше 7,5% ВВП и почти половина доходов федерального бюджета 2016 года, которые составляют 13,8 трлн рублей. То есть взносами можно полностью перекрыть бюджетный дефицит.
Однако от этого предложения решено было отказаться, поскольку нельзя, чтобы страховые взносы поменяли свою природу на налоговую. Дело в том, что в отличие от взноса, налоги имеют «безадресную» природу и поступает государству в виде платежа, теряя при этом свой субъективный характер. После этого государство имеет право тратить эти денежные средства на любые цели, которые оно определит.
Между тем сегодня уплата страховых взносов полностью ложится на плечи работодателей — крупных и мелких организаций, а также значительного числа индивидуальных предпринимателей, напоминает советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко. И, увеличивая тарифы страховых взносов, либо иным образом поднимая квазиналоговую социальную нагрузку на бизнес, государство фактически перекладывает часть своих обязательств, гарантированных статьей 39 Конституции РФ, на предпринимательское сообщество. У нас на протяжении десятилетий доля теневой экономики занимает не менее 30%, а подобные решения стимулируют бизнес к использованию скрытой занятости, занижению заработных плат и прочим способам уменьшения налоговых и социальных платежей.
В период кризиса действительно нет ни лишних денег в бюджете, ни выбора в способах пополнения бюджета. Производство товаров и услуг — это практически единственный источник доходов для предпринимателей, наемных работников и для бюджета. Но чем больше будет расти объем социальных платежей, предупреждает эксперт, тем меньше возможностей для их уплаты будет у предпринимателей. Без проведения параллельных мер поддержки малого бизнеса и тщательного контроля расходования бюджета такие решения не приносят ожидаемого эффекта.
Для простых работников перспектива получения достойной пенсии сегодня выглядит неубедительно — ПФР постоянно меняет правила и способы взимания взносов, а рост пенсий на 2-7% в год при официальной инфляции более 10% не оставляет надежд, считает Алексей Онищенко. При этом минимальную пенсию получать будет каждый гражданин — и тот, кто честно трудился все годы от школьной скамьи до пенсии, и тот, кто ни дня не работал. Скорее всего, считает эксперт «Общественной думы», решение проблемы с недостатком средств для выплаты пенсий в ПФР необходимо решать системно — инвестировать средства будущих пенсионеров в реальный сектор экономики для пенсионного обеспечения, а не раздавать сегодняшним получателям все без остатка. То есть нужно создавать принципиально новую эффективную систему пенсионного обеспечения.