О росте стоимости коммунальных платежей

А.Н.Голомолзин, заместитель Руководителя ФАС России, Председатель Методического Совета ФАС России по тарифному регулированию «Expert Online» 2016

Часто причиной роста стоимости коммунальных платежей, в том числе, тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение, называют опережающий рост цен газ. В нынешней ситуации эти мнения могут служить лишь поводом, но не причиной

Значимого роста цен на газ в 2016 году не ожидается. В рамках прогноза социально-экономического развития и с учетом принимаемых ФАС России решений рост цен ожидается на уровне 2%. Это не административное решение по сдерживанию роста цен, это следствие реальной экономической конъюнктуры, сложившейся на рынке.

Как показывают результаты биржевых торгов природным газом (а за 2015 год было продано около 8 млрд. м3) биржевые котировки от 3 до 10% ниже, чем регулируемые цены на газ. Аналогично, договорные цены на газ, реализуемый независимыми производителями газа (а их доля в объеме поставок на внутренний рынок уже превышает 40%), также ниже регулируемых цен (тарифов) на природный газ. С февраля 2016 года бирже публикуются не только биржевые котировки, но также внебиржевой индекс цен на газ по итогам регистрации сделок в сегменте свободного ценообразования. Рынок становится прозрачным – информация по ценам на газ становится доступной не только регулятору, но также и всем заинтересованным лицам.

В качестве причин проблем в сфере теплоснабжения называют итоги реформирования электроэнергетики. Но это верно лишь отчасти. Коммунальный комплекс теплоснабжения и в дореформенный период работал по схеме, отличающейся от «большой энергетики». И в настоящее время в теплоснабжении не действуют требования и ограничения, принятые в электроэнергетике. Так, нет запрета на совмещение естественно монопольных и конкурентных видов деятельности. На рынке представлены, как варианты совмещения генерации тепла с передачей тепловой энергии, так и варианты раздельной деятельности предприятиями, имеющими разных собственников. Проблемы и достижения могут быть и там, и там.

Вместе с тем модель функционирования рынка электроэнергии непосредственно коснулась деятельности ТЭЦ, работающих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. И эта модель делает ТЭЦ неконкурентоспособными по сравнению с крупными станциями оптового рынка, вырабатывающими только (преимущественно) электрическую энергию. Если бы конкурентный отбор по стоимости электроэнергии шёл не по шинам станции, а по стоимости электроэнергии у потребителя, то ТЭЦ, как правило приближенные к районам электро- и теплопотребления, были бы поставлены в равные условия с ГРЭС, ГЭС и АЭС. Соответственно, модель рынка электроэнергии должна дорабатываться.

Много споров ведётся в настоящее время и по модели рынка тепловой энергии, а также по методам тарифообразования. Один из них касается деятельности единой теплоснабжающей организации (ЕТО), организающей в режиме «котла» деятельность организаций, участвующих в теплоснабжении в границах региона. Принципиальным с точки зрения антимонопольных органов является недопустимость назначения ЕТО, таким образом, когда создаются условия для одной компании выстраивать «под себя» систему хозяйственных отношений на рынке, «рулить» другими участниками рынка.

Проблемы могут возникать при разработке схемы теплоснабжения, если эта работа будет организована не местными властями, а назначенным ЕТО. Это может происходит в сфере формирования системы договорных отношений с перераспределением загрузки между различными генераторами тепла. Проблемы могут возникать при перераспределении доходов и расходов по цепочке теплоснабжения (производство, транспорт, распределение и потребление тепловой энергии) и др.

Одним из наиболее широко дискутируемых является вопрос о подходах к ценообразованию. Актуальность понятна – в платёжке населения эта статья расходов является самой значительной. Нельзя в вопросах ценообразования шарахаться из стороны в сторону. Закон о теплоснабжении вступил в силу несколько лет назад. Базовыми его положениями являются переход на систему долгосрочных тарифов. Нельзя считать оправданными предложения о внесении кардинальных изменений в концепцию этого законодательства, не реализовав в полной мере заложенные в закон положения. Мы только сейчас вышли заключение концессионных соглашений (счёт пошёл на сотни), начали утверждаться схемы теплоснабжения (счет пошёл на тысячи).

Долгосрочные тарифы должны прорабатывать в рамках соответствующих программ комплексного развития, схем теплоснабжения, оптимизированых инвестиционных программ и обоснованных текущих расходов компаний по цепочке теплоснабжения (генерация, транспорт, распределение потребление тела). Эта сфера деятельности может стать привлекательной для бизнеса, важно чтобы он смог зарабатывать на основном виде деятельности - продажах тепла, а не на сопряженных видах деятельности. Сейчас часто завышаются затраты на стройку, на закупку основного оборудования, «раздуваются» текущие эксплуатационные затраты.

Другой способ долгосрочного ценообразования состоит в применении метода индексации тарифов, обеспечивающего перебалансировку тарифов. Ориентироваться при этом необходимо на сложившуюся на рынке стоимость тепловой энергии, при которой эффективно работающие системы теплоснабжения могут эффективно развиваться и функционировать, а потребители получать тепло по доступным ценам (тарифам), приемлемых уровней надёжности и качества. Ориентиры целевого уровня тарифа, время (поэтапно по годам) их достижения оцениваются исходя из «исторических бенчмарков» (реально достигнутых в сопоставимых условиях), а также исходя из платежеспособного спроса потребителей.

Когда на уровне Правительства РФ было принято решение о возможности применении метода «альтернативной котельной» по согласованию с региональными властями, лишь несколько регионов согласились пойти на этот «эксперимент». Когда эта тема обсуждалась на экспертном совете ФАС России, то подавляющее большинство экспертов высказалось «против». Не удивительно. Как известно идеальная фирма может существовать только в идеальном мире. На практике сложно (практически, невозможно) основывать решение регулятора только на теоретически рассчитанном бенчмарке по тарифу на тепло. Это все равно, что, бросая монетку рассчитывать свою линию поведения исходя из того, что она упадёт на ребро. За время, пока ведётся дискуссия по тарифу «альтернативной котельной», его величина, в зависимости от целевой установки и исходных данных, менялась в диапазоне на сотни рублей за гигакалорию, падая то на «орла», то на «решку».

Также важно говорить об ограничениях темпов роста платежей населения, а не об ограничении темпов роста индивидуальных тарифов. В противном случае в равной мере индексируются тарифы эффективных и неэффективных участников рынка. А это не ведёт к повышению эффективности функционирования и развития систем теплоснабжения в целом. Важно также обеспечить адресную поддержку социально незащищенных групп потребителей, в частности, населения.

В сфере теплоснабжения много сложных, но решаемых вопросов. Необходимо объединять усилия экспертного и профессионального сообщества на этом пути. Достижению этих целей способствует создание Методического совета при ФАС России по тарифному регулированию. Сейчас при Методсовете формируются рабочие группы по основным регулируемым товарным рынкам, ведется анализ нормативных правовых актов в сфере тарифного регулирования. Одна из рабочих групп, в состав которой входят специалисты ФАС России, представители заинтересованных федеральных и региональных органов власти, теплоснабжающих организаций, потребителей, ученых, экспертов. Одним из вопросов, который будет обсуждаться в ближайшее время – о стратегии развития и функционирования теплоснабжения.




    Реклама



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика