ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

В ваших услугах не нуждаемся

«Expert Online» 2016
Григорий Сысоев/ТАСС

В 11 из 14 наблюдаемых секторов в сфере услуг индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) снижается на протяжении пяти кварталов подряд, согласно очередным данным мониторинга Высшей школой экономики. В исследовании принимает участие 5,5 тысяч руководителей компаний сектора услуг.

Не готовы к услугам

Главным фактором, повлиявшем на снижение у глав компаний сервиса уверенности в затрашнем дне, стал дефицит спроса на услуги. То есть не "неблагоприятная бизнес-среда", "институциональные ограничения" и "недостаток структурных реформ", а банальное отсутствие денег у потребителей и юрлиц в зажатой денежными властями экономике ограничивает ее рост. И рост сферы услуг в том числе. За год с четвертью число предпринимателей, указывающих на данный фактор, увеличилсь с 42 до 52%.

Хотя в некоторых видах сервиса уверенность предпринимателей недавно подросла, в целом она сократилась с 2012 года, когда Центр конъюнктурных исследований ВШЭ начал данное исследование, по всем 14 позициям. В итоге "индекс уверенности предпринимателей, работающих в сфере услуг", в начале этого года оказался самым низким за весь четырехлетний период: минус 9%.

"Сфера услуг вошла в рецессию позже промышленности и строительства, но и погрузилась в нее глубже отраслей реального сектора экономики. Хотя после резкого спада деловой активности в I квартале 2015 года последовала небольшая положительная коррекция, она не смогла переломить выраженного негативного тренда", отмечал директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкевич. 

Падение спроса сдерживет цены, и это можно было бы признать плюсом. Но инфляцию, которую генерирует отнюдь не сектор услуг, а все те же "дорогие" деньги" и естественные монополии как говорится, никто не отменял. Для реального бизнеса угрозой является скорее то, что он за этой инфляцией не поспевает, а то и дефляция. 80% компаний не имеют возможности повысить цены, но и несмотря на это у 29% снизилось число клиентов, в четверти компаний считают их финансовое состоянии неудовлетворительным, и почти пятая часть из них стоит перед необходимостью проводить сокращения. С точки зрения оценки безработицы это немалая величина.

Сантехник со своим золотым унитазом

Состояние сферы услуг, во всяком случае той ее части, которую "мониторят" исследователи, очевидным образом характеризует проводимую макроэкономическую политику. Экономические власти порой намекают, что у них-то все хорошо. А вот санкции, введенные с той и другой стороны по политическим причинам, портят дело. Но сфера услуг, за исключением турбизнеса, не страдает от санкций.

В исследовании говорится, что «хроническими аутсайдерами» являются организации по оказанию транспортных, персональных услуг (напр. парикмахерские, химчистки), а также услуги по ремонту бытовых изделий. Ранее были благополучными, но начиная с 2014 года столкнулись с силным ухудшением конъюнктуры: предприятия австосервиса, гостиницы, "стоматологии", турфирмы, рекламные агентства и риэлторы. Хуже всех тут туристическому бизнесу, где за четыре года наблюдений ИПУ снизился до наименьшего, среди всех обследуемых видов услуг, значения минус 20 %. Его подкосили конечно запреты на выезд по двум, наиболее полулярным внешним направлениям (Египет из-за проблем безопасности и Турция санкционно), но также и подорожание иностранных валют к рублю.

Некоторый рост уверенности демонстрируют бизнесмены в секторах «страхование» и «деятельность санаторно-курортных учреждений». Лучше других чувствует себя ломбардное дело, где индекс имел высокое положительно значение в четвертом квартале 2015 года - 12%, и с начала текущего года вырос еще на три.

Ломбарды существуют для безработных и тех, кто мало получает и кому нечего продать, только если заложить драгоценности, отмечает директор аналитического департамента ИК "Golden Hills - КапиталЪ АМ". Это средство быстрого получения денег. Число людей с заработками ниже прожиточного минимума увеличилось в РФ до максимума за девять лет: до 19 млн человек, или 13% от численности граждан. И важной предпосылкой к этому стал кризис сферы услуг. Прогресс в образовании съедается инфляцией, розничная торговля стагнирует, досуг и гостеприимство стимулируются только переменой направлений туризма. Единственный, кто более-менее держится на плаву в сфере услуг - это ЖКХ (в исследовании ВШЭ эта сфера не учитывается). Известны случаи, когда дворники и сантехники открывают свои ломбарды. Так что это вполне объяснимая тенденция.

Норма для ненормальной экономики

Для экономики с падающим курсом валюты, дефицитом бюджета, высокой кредитной ставкой это нормальная ситуация, полагает генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. По мнению эксперта, есть еще одна сфера, которая, возможно, не учитывается статистикой: это всевозможные виды ремонта. Ремонт  бытовой техники, автомобилей, электроники, всех видов оборудования в кризис начинает процветать. Люди все меньше покупают новое и все больше ремонтируют старое. (Да, возможно, этот сектор растет как теневой, а официальный бизнес тут также имеет низкий ИПУ).

С ломбардами немного по-другому: люди страдают от безработицы и несут в ломбард то немногое, что есть, чтобы получить заем до того момента, когда смогут вновь трудоустроиться. Но на самом деле ломбарды чувствуют себя не очень хорошо: Центральный Банк все пристальнее следит за этой сферой и регулирует ее, в скором времени все ломбарды будут обязаны сдавать отчетность в ЦБ, поэтому «дикий» рынок ломбардов доживает последние год-полтора.

Сейчас из-за высокой ключевой ставки, все виды кредитов обходятся очень дорого, и это тормозит экономический рост во всех сферах услуг, кроме перечисленных. Сбережения многих граждан оказались заморожены из-за отзыва лицензий у банков, в которых они хранились. Услуги стагнируют, потому что не находят платежеспособного спроса у населения и бизнеса.

Так что общую ситуацию в сфере услуг можно описать довольно просто: население начинает проделать накопления, указывает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Вследствие этого и снижается потребление дорогих товаров, и падает востребованность инвестиционных услуг, и растет популярность ломбардов. На фоне кризиса этому не приходится удивляться, но весь вопрос в том, насколько долго кризис продлится.

Если нынешняя ситуация сохранится по крайней мере еще несколько лет, то мы можем столкнуться с серьезными проблемами во всех сегментах рынка услуг, чего в принципе ещё не наблюдалось в современной российской истории, полагает эксперт. Остается надеяться, что всё обойдется и года через два экономика перейдет к циклическому росту. Однако до этого времени с ломбардами конкурировать будет действительно непросто.


Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама