Москва, 30.09.2016


Турция потребовала себе Европу

«Expert Online» 2016
Michael Probst/AP/TASS

Неожиданное предложение

Как известно, проблема с неконтролируемой миграцией в ЕС жителей государств Ближнего Востока и Африки является одной из самых серьезных угроз, с которой сейчас сталкивается Евросоюз. По данным европейского статистического агентства, в 2015 году прошение об убежище попросили 1,25 млн беженцев. Ожидается, что в 2016 году их будет еще больше, что абсолютно не устраивает ряд государств-членов Шенгенской зоны. Они требуют срочно навести порядок на периметре “шенгена”, угрожая в ином случае восстановлением контроля на своих внутренних границах (и тем самым ставя под вопрос принцип свободного перемещения внутри Зоны - один из основополагающих принципов евроинтеграции).

Поскольку Брюссель был не в состоянии сам оперативно справиться с проблемой, он обратился за помощью в Анкаре. По словам премьер-министра Нидерландов Марка Рютте, Турция должна поспособствовать сведению количества прибывающих в ЕС мигрантов к уровню, близкому к нулю.  Дело в том, что значительная часть беженцев поступала через так называемый «Балканский коридор» - с территории Турции в Грецию, а дальше через Восточную Европу в Германию и другие западноевропейские страны. От турецких властей просили перекрыть границы и не пускать этих беженцев в Евросоюз.

Несколько месяцев назад страны вроде как достигли соглашения - Европа дает Турции три миллиарда евро, которые Анкара тратит на обустройство находящихся на ее территории беженцев и параллельно укрепляет пограничный контроль. Однако на сегодняшний день эта сделка так и не была реализована ни одной из сторон. Так, ряд стран Евросоюза (в частности, Италия) отказались санкционировать «выплату дани» турецкому руководству. В свою очередь сам турецкий руководитель, подобно радже из мультфильма о золотой антилопе, увеличил объемы требуемого «злата». По словам Эрдогана, Анкара уже потратила на прием беженцев 10 миллиардов долларов, поэтому трех миллиардов ей мало. В прессе фигурировали претензии Анкары на суммы вплоть до 20 миллиардов. В ином случае Эрдоган фактически угрожал «наводнить» Европу мигрантами.

Европейцы эту угрозу восприняли всерьез, поэтому на саммите 7 марта предполагалось выработать новую сделку. В Брюсселе полагали, что им удастся продавить турок на дополнительные уступки через политическое давление на Анкару. Например, через призывы прекратить террор в отношении курдского населения. «Европейский союз признает, что Рабочая партия Курдистана является террористической организацией, но есть необходимость возобновить взаимодействие - со стороны турецких властей - с курдскими политическими представителями, теми, кто выражает свою позицию мирным путем через соответствующие институты», - заявила Федерика Могерини. Кроме того, некоторые главы государств собирались попенять Ахмету Давутоглу за преследование оппозиционных турецких СМИ (той же газеты Заман).

Однако прибывший на мероприятие премьер-министр Турции сам перешел в наступление. Он заявил, что он намерен обсуждать не только беженцев и не только материальную компенсацию за них. Ахмет Давутоглу выставил Европе ряд серьезных требований, на которые Брюссель просто не имел права соглашаться.

Пустите и нас к вам

Во-первых, он, как и обещал, попросил об увеличении финансирования - как минимум на 3 миллиарда евро до 2018 года. То есть объем дани, от которой ряд европейских лидеров отказывался, возрос вдвое. Да, во многих других случаях требования турок выглядели бы оправданными - они действительно несут большие убытки из-за необходимости содержать сотни тысяч и миллионы беженцев. Однако в случае Эрдогана претензии он может предъявить лишь себе. Сама проблема сирийских беженцев возникла из-за начала гражданской войны в Сирии, которую Турция усиленно раздувала.

Во-вторых, Давутоглу потребовал отмены виз для турецких граждан, и не когда-нибудь в неопределенном будущем, а уже к середине 2016 года. По сути это означает не только массовый приток турецких гастарбайтеров-нелегалов в Евросоюз: любой сирийский беженец или террорист, который за мзду малую сделает себе турецкий паспорт, сможет беспрепятственно проникнуть на европейскую территорию. Со всеми последствиями как для рынка труда, так и для безопасности стран европейского сообщества.

В третьих, он хотел получить от ЕС принципиальное согласие на возможность учреждения в Сирии зон, которые будут безопасными для беженцев. Анкара давно добивалась одобрения Запада в этом вопросе - ведь по сути создание таких зон на сирийской территории подразумевает оккупацию ее турецкой армией. Напомним, что отсутствие такого одобрения является одной из двух (наряду с угрозой России “обнулить” турецкий оккупационный контингент) причин того, почему армия Турции до сих пор не пересекла сирийско-турецкую границу.

Наконец, в четвертых - и это самое главное - Давутоглу потребовал включения Турции в ЕС. «Этот саммит показывает, насколько Турция необходима Евросоюзу и Евросоюз – Турции, – отметил турецкий премьер. – Нам всем брошено много вызовов, и ответить на них можно только путём проявления солидарности. Я уверен, что мы будем вместе решать наши общие проблемы. Турция готова сотрудничать с Евросоюзом, она также готова стать членом ЕС». Премьер предложил Евросоюзу разблокировать главы переговорного процесса. «Для вступления в ЕС Турции необходимо выполнить ряд условий, сформулированных в так называемых "главах". Переговоры по главам открывались поэтапно, вчера Турция настаивала на открытии всех глав, чтобы, тем самым, переговоры имели большую прозрачность, чтобы их завершение было более осязаемо, а у ЕС оставалось меньше пространства для маневра в плане отказа или заморозки переговоров»,- поясняет тюрколог, директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии Владимир Аватков.

На турецком крючке

При этом в обмен на эти уступки Давутоглу предложил схему, которая даже не предполагает решения миграционного вопроса. Она лишь замыливает его в глазах общественности, параллельно подсаживая европейцев на турецкий крючок. Схема предполагает отлов турецкими пограничниками всех нелегалов, пересекающих границу с Грецией, но в обмен на каждого отловленного и возвращенного  в Турцию мигранта Евросоюз должен принимать на легальных основаниях одного из мигрантов, живущих в турецких лагерях беженцев. То есть формально лидеры ЕС вполне могут сказать, что они успешно перекрыли «Балканский коридор». Фактически же турки получают полный контроль над потоком беженцев в ЕС, вплоть до возможности переправить большинство находящихся на своей территории мигрантов в Евросоюз на легальных основаниях. Ведь кто мешает одному мигранту дважды или трижды быть отловленным турецкими пограничниками, после чего два или три его собрата из турецких лагерей отправятся в гостеприимные страны Сообщества на содержание европейскими налогоплательщиками?

Ирония в том, что европейские лидеры после нескольких часов удивлений и возмущений эти условия приняли. Глава Евросовета Дональд Туск заявил о «согласовании принципов», изложенных в плане Давутоглу и о выработке конкретного плана действий к середине марта, а Ангела Меркель радостно отметила, что благодаря предложенной турецким премьером схеме обмена беженцев «незаконная миграция превратится в законную миграцию».

Конечно, существует надежда на то, что ЕС просто взял время на раздумье, и что через 10 дней конкретизация турецких пунктов приведет к отказу от них. Тот же Франуса Олланд, например, говорит о том, что  Турция получит безвизовый режим с ЕС только в том случае, если выполнит аж 72 критерия, а другие страны не хотят ни платить дань туркам, ни тем более разблокировать главы их приема в ЕС. Однако более вероятен сценарий, при котором 10 дней взяты Меркель для того, чтобы продавить этих реалистов, которые еще сохраняют веру в европейскую интеграцию. Недавний Евросаммит, предоставивший Великобритании особые права в рамках ЕС, всем продемонстрировал, что у Меркель этой веры нет. Что канцлеру ФРГ важно не спасать ЕС, а спасать образ собственного лидерства в рамках этой структуры. Принимая турецкое предложение, Меркель превращает возможный развал ЕС при ее каденции - в неизбежный после. Что ее как политика абсолютно устраивает.



Журнал «Эксперт» + подарок

Журнал Эксперт + Сертификаты на обучение в школе иностранных языков



    Реклама

    AdRiver
    26 октября 2016 года. Форум «Эксперт-400»

    «Драйверы экономического роста России в настоящее время»



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

    В ситуации, когда государство не платит по госзаказам и забирает больше 14 рублей налогов и обязательных платежей с каждого рубля предпринимательской прибыли, а население сокращает расходы, дальнейшее повышение налогов не имеет смысла. Минфин публично признал это и пообещал не повышать налоги ближайшие три года


    Пресс-служба правительства РФ/ТАСС Автор: Екатерина Штукина

    Конкуренция и монополии

    Глава ФАС: «Госкорпорации монополизировали рынки»

    С поощрением конкуренции ситуация все лучше, а с самой конкуренцией — все хуже, заявил глава ФАС Игорь Артемьев. Бороться с этим он будет спецпрограммами, которые появятся к весне. Да, соглашаются аналитики, но условия оплаты госконтрактов неблагоприятны и их способны выдержать только сверхкрупные игроки, часто именно госкомпании. Парадигма развития экономики отдает и ресурсы, и заказы в их руки. Наверное, в компенсацию за столь тяжкий груз они потом и включают бриллианты в заявки на закупки, как тоже рассказал глава ФАС

    Imago/TASS

    Мир

    Deutsche Bank: шансов на спасение без господдержки все меньше

    Акции Deutsche Bank в четверг снова рухнули на фоне бегства клиентов из хедж-фондов. Руководство компании пытается успокоить рынки и намекает даже на некий заговор "рыночных сил", но все больше экспертов склоняются к тому, что крупнейший немецкий банк придется спасать за счет средств правительства Германии

    ТАСС

    Специальный доклад

    Экспорт и техническая эффективность: есть ли связь?

    Результаты модельных расчетов говорят о наличии положительной взаимосвязи между статусом экспортера и технической эффективностью предприятий. Это, с одной стороны, является следствием обучения в процессе экспортной деятельности, а с другой — результатом самоотбора изначально эффективных предприятий, выходящих на экспортный рынок