Концепцию единой интернет-площадки для экспорта российских товаров за рубеж Минэкономики подготовило по поручению Владимира Путина, которое было дано еще в декабре и, очевидно, явилось результатом посещения президентом форума «Интернет-экономика». Теперь, по сообщению «Интерфакса», появился проект "Электронная торговля как драйвер развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках". У электронного экспорта много подводных камней, но и огромные возможности. Нужен он прежде всего субъектам МСБ, из которых экспортеров у нас – трудно поверить – меньше одного процента.

Imago/TASS

Проект документа «Электронная торговля как драйвер развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках», который представило Минэкономразвития, является первой ласточкой по поручению президента и содержит большое количество правильных мыслей. В проекте в общих чертах описывается архитектура будущей электронной площадки, которая будет агрегировать у себя продукцию, представленную на различных китайских и российских площадках. Также раскрывается, что данная платформа будет иметь функцию как налогового агента, так и предоставлять клиентам возможность получения кредитов, страхования и выполнения платежей.

Анна Нестерова anna.jpg из личного архива
Анна Нестерова
из личного архива

Создание «одного окна» для экспортеров, на мой взгляд, позволит не только нашим экспортерам, но и промышленникам, продающим на внутреннем рынке, выйти с продажами в новые страны. Работу, которую сейчас делает РЭЦ, трудно переоценить. Для экспортеров очень важно – и это подтверждает мой опыт – иметь возможность бесплатно воспользоваться ресурсами, которые действительно помогают бизнесу. Поэтому концепция личного кабинета в агрегаторе очень верная, и при правильной доработке позволит бизнесу снизить издержки, повысит оперативность управления и рентабельность продаж.  

Идея развития российского несырьевого экспорта – очень правильная, и президент четко уловил эту тенденцию. На волне снижения цен на энергоресурсы и экономического «переформатирования» в России необходимо создавать витрину, которая позволит иностранцам узнать о нас и напрямую связаться с производителем. У нас есть конкурентоспособные промышленные товары и нам есть, о чем рассказать за рубежом. У нас производится широкая номенклатура продукции, даже микрочипы, и я с уверенностью могу сказать, что российские товары могут быть конкуренты за рубежом. Другое дело, что это не потребительские товары, о которых речь идет в документе.

Для того, чтобы концептуально оценить документ, рассмотрим изначальные предпосылки, на которые опирается весь проект. Для анализа ситуации в потребительском рынке, о котором идет речь в документе, следует взглянуть на российский экспорт в целом. Если оценить сухие цифры, то в структуре экспорта России только 2% составляют товары, часть из которых можно в той или иной степени отнести к потребительским. При этом в структуре импорта 25% - это потребительские товары. Получается, что площадка собирается агрегировать товары, которые являются либо только собранными в России (комплектующие были куплены извне), либо речь идет об экспорте импортных товаров, либо мы говорим об экспорте продукции транснациональных корпораций, которая производится в России. Ни один из этих вариантов, на мой взгляд, не соответствуют цели увеличения доли несырьевого экспорта в России, развития производства российских товаров и импортозамещения. Безусловно, в документе говорится о том, что часть экспортеров в агрегатор будет приводить РЭЦ, но что делать с остальными? Таким образом, на мой взгляд, изначально выбранная концепция «потребительские товары России – за рубеж» неверная. Не производятся в России шампуни, или ноутбуки, которые будут более конкурентными для потребителей из других стран. Наша страна хорошо производит промышленные товары, но никак не потребительские.

В документе есть также и другие вопросы, которые нуждаются в переработке. Если в проекте говорится, что площадка возьмет на себя функцию налогового агента, то, в первую очередь, хотелось бы увидеть ответ от Минфина. Если мы говорим о том, что валютная выручка будет приходить на счет агрегатора, то я бы рекомендовала авторам проекта обратиться к ряду законов, в которых ясно написано, что деньги от сделки должны поступить на счет продавца. В случае если Центральный банк передает функции валютного контроля агрегатору, то необходимо в статье также указать мнение регулятора на этот счет. Если мы говорим о контрактах на суммы более 50 тыс. долл., то по ним оформляется паспорт сделки и другие документы. Эти функции сейчас выполняют коммерческие банки. Если мы говорим о разрешении споров и о страховом фонде, то необходимо понимать, что такие услуги приводят к удорожанию товара, что, вместе с НДС и иными издержками может сделать наш продукт неконкурентоспособным.

Немаловажный аспект, который не упоминается в проекте – это продвижение за рубежом. Чтобы площадка стала узнаваемой и заслужила репутацию в других странах, необходимы большие и правильные затраты на рекламу за рубежом. Нужна четкая маркетинговая стратегия: с каких стран должна начинаться реклама, и почему именно в них, какими способами будет идти продвижение, как можно замерить результаты. Если мы посмотрим на опыт других стран, которые делали похожие платформы, то можно диагностировать успех только там, где у руля стоял человек от бизнеса, талантливый, который был нацелен на покорение мира. Легко обратиться к опыту Amazon, Alibaba, Ebay и других торговых площадок. Дело в том, что бизнесмены «болеют» своим делом. Они собирают вокруг себя талантливых людей и делают дело. Они вкладывают душу в проект, и их талант ведения бизнеса позволил компаниям выйти вперед. Поэтому, на мой взгляд, нужно говорить только о частно-государственном партнерстве, где главенствующую роль займет такой бизнесмен.

Подытоживая вышесказанное, могу сказать, что документ нуждается не только в детальной переработке, но и в серьезном межведомственном взаимодействии. Будет ли готов регулятор пойти на изменение законодательства о валютном контроле, согласится ли Минфин позволить агрегатору стать налоговым агентом, что думает Федеральная таможенная служба о данном проекте? Пока вопросов больше, чем ответов. Хотелось бы увидеть документ, после которого можно будет с уверенностью сказать: «Русской Alibaba быть!». 

Основным пунктом проекта стало создание единого агрегатора, который станет "единым окном" для контакта с мировыми рынками. В качестве примеров компаний, способных стать таким агрегатором, приводятся "Яндекс.Маркет", "Юлмарт" и Wikimart. Представители всех трех компаний подтвердили газете готовность участвовать в проекте.

Зарегистрированный на площадке экспортер при совершении сделок будет проходить меры валютного контроля и платить налоги и сборы. Также агрегатор может выполнять функцию налогового агента, а также оказывать кредитную, страховую и гарантийную поддержку. Экспортеров предлагается избавить от прямого участия в спорах: агрегаторам будет предложено создать площадку для разрешения споров по примеру AliExpress, пишет издание.

В России работают 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства. Всего 0,28% (около 16 тыс.) из них - экспортеры. Объем российского экспорта — $497,8 млрд.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара к рублю всех сильно удивит
      На российском валютном рынке растет спрос на рублевую ликвидность в ожидании налогового периода. А прогнозы экспертов в отношении курса рубля становятся все более смелыми
    2. Курс доллара: рубль готовится к важному событию
      Курс доллара: рубль готовится к важному событию
    3. Курс доллара: такого поворота никто не ожидал
      Курс доллара: такого поворота никто не ожидал
    Реклама