Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

По ошибке больше не позвонят

«Expert Online» 2016
FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС

Минкомсвязи с участием банкиров и коллекторов разрабатывает закон, который позволит кредитным организациям проверить заемщиков по единой базе мобильных номеров. Это, в частности, узаконит проверку принадлежности номеров сотовых операторов их владельцам. С помощью такой базы коллекторские агентства и банки смогут установить, что конкретный мобильный телефон принадлежит конкретному гражданину, пишут «Известия» со ссылкой на собственные источники в министерстве.

По данным газеты, необходимость появления такой базы связана с тем, что в последнее время на рынке взыскания банковских долгов сложилась сложная ситуация с идентификацией владельцев номеров мобильных телефонов. Так, зачастую абоненты выкидывают сим-карты, а через шесть месяцев операторы передают номера новым владельцам. В итоге взыскатели не могут найти должников и беспокоят законопослушных граждан, не имеющих отношения к заемщикам. Иногда ситуация приобретает и вовсе гротескный вид: людям, получившим «новые» номера, коллекторы могу звонить месяцами, в том числе и ночью.

Сейчас поправки разрабатываются с участием представителей банков и коллекторских агентств. Впервые вопрос о необходимости создания единой базы данных был поднят в Общественной палате в 2015 году. Доступ к базе будет открыт не для всех участников рынка, но его однозначно получат банки.

Не стало бы хуже

Сейчас существуют законы «О связи» и «О потребительском кредите», и, согласно им, запрещено передавать данные абонента третьим лицам без его согласия, а кроме того, запрещено воздействовать на должника через его близких, коллег, работодателя, - напоминает генеральный директор МФО «Мани Фанни» Александр Шустов. И если, по его словам, в ФЗ «О связи» теоретически можно внести изменения, разрешив передавать данные абонента, то как быть с тем, чтобы, во-первых, однозначно определить держателя номера как должника, а во-вторых, ограничить соблазн коллектора звонить не только на этот номер, но, выяснив по базе номера родственников и знакомых должника, воздействовать и на них тоже?

Скорее всего, говорит на это эксперт, такие злоупотребления будут, а значит, рынок пока не готов, не умеет обращаться с личной информацией бережно. «И это мы еще говорим о более-менее добросовестных коллекторах, а ведь этот рынок только начинает становиться цивилизованным, и там много недобросовестных организаций, которым передавать данные абонентов никак нельзя», – отмечает Александр Шустов.

Десятки номеров? - подозрительно

И все же такая база нужна, - уверен директор департамента розничного бизнеса Росгосстрах Банка Андрей Борискин. Первое, что делает даже не сильно злостный должник, меняет номер телефона. Далее номер становится неактивен, а впоследствии у него появляется новый владелец, - объясняет он. «Мне кажется, в целях взыскания банковских долгов будет более эффективным создавать базы, привязываясь к фамилии клиента, – говорит эксперт. – То есть привязывать к фамилии абонента все когда-либо имеющиеся номера с информацией об активности абонента и принадлежности номера на момент запроса. Это позволит взыскателям не беспокоить новых владельцев звонками с просьбами вернуть долги, а также получить информацию обо всех активных номерах непосредственно должника».

Более того, говорит Андрей Борискин, такая информация поможет банкам и «на входе»: в момент проведения работы с клиентом  на этапе принятия решения о выдаче кредита. У нормального законопослушного гражданина может быть в среднем от 1 до 3 номеров телефонов, а если у потенциального заемщика в "анамнезе" десятки номеров (активных и неактивных) – это повод более внимательно посмотреть на клиента, задать вопросы и сделать соответствующие выводы. Возможно даже, это может стать одним из факторов для отказа в представлении кредита, так как банк будет понимать, что в случае просрочки платежа с клиентом будет проблематично даже связаться по телефону. И наоборот, клиент, у которого, например, 10 лет один номер телефона, точно ни от кого не прячется и ведет нормальный образ жизни.

Интересы кредиторов vs защита информации

Будет еще более эффективным создавать такие базы с учетом информации о номерах телефонов всех операторов связи, т.е. к одной фамилии привязать все имеющиеся у него телефоны всех операторов связи. Безусловно, считает Андрей Борискин, это не поможет, если должники пользуются незарегистрированными «симками» или номерами, оформленными не на самого должника. Но это существенно осложнит должникам уход от ответственности и минимизирует возможные манипуляции.

В целом, заключает эксперт, создать можно любую базу, сложность в том, чтобы все участники процесса предоставляли соответствующую актуальную и достоверную информацию. Банки будут максимально заинтересованы в создании такой базы, но операторы связи скорее всего не продемонстрируют заинтересованности. Здесь поможет соответствующий закон. Риск же заключается в том, что такая информация может быть интересна широкому кругу лиц и использована в разных целях, не исключая злоупотреблений. По этой причине вопрос защиты информации и ответственности за ее сохранение выходит на передний план.




    Реклама

    Эстеты с фабричного двора

    Московская проектная компания «АКРА» демонстрирует новаторский подход к проектированию производственных зданий, стремясь сделать их соответствующими инновационному духу времени и начиная с неочевидного для многих эстетического фактора, за которым скрываются другие нестандартные решения


    Реклама