Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

Россия как драйвер китайской экономики

«Expert Online» 2016
Zuma\TASS. Автор Ву Ронгшенг

Торговый оборот России и Китая в первые три месяца 2016 года вырос на 3,6% в годовом выражении - до 91,77 млрд юаней ($14,19 млрд) - объявил по итогам квартала официальный представитель Главного таможенного управления КНР Хуан Сунпин. По его словам, за этот период объем экспорта из Китая в Россию составил 45,91 млрд юаней ($7,10 млрд, прирост 6,2%). При этом объем импорта российских товаров в Китай увеличился на 1,1% - до 45,86 млрд юаней ($7,09 млрд). Гляда с нашей точки зрения - мы стали на процент с десятой долей больше экспортировать, и на 6 с лишним процентов больше импортировать. Надо отметить также, что сейчас в торговле существует паритет.

Для сравнения, торговый оборот между Китаем и Россией по итогам 2015 года сократился на 27,8% до 422,7 млрд юаней ($64,2 млрд). При этом объем экспорта китайских товаров в РФ упал в 2015 году на 34,4% до 216,2 млрд юаней ($32,9 млрд), а импорт российской продукции в Китай снизился на 19,1% до 206,5 млрд юаней ($31,4 млрд).

На фоне показателей 2015 года данные за первый квартал 2016 моги бы внушать надежду, но если посмотреть внимательнее, то ситуация не выглядит такой уж радужной с точки зрения структуры экспорта-импорта. Основу китайского экспорта в Россию всегда составляла трудоемкая продукция широкого профиля, а в 2016 году начала увеличиваться доля относительно высокотехнологичной продукции, такой как сотовые телефоны, компьютеры и суда. В свою очередь Россия поставляет в Китай нефть, нефтепродукты, различные виды руды, древесину и другие природные ресурсы.

В 2016 году произошло снижение поставок железной руды и увеличение поставок цветных металлов. Перераспределение российского экспорта руды и металлов легко объяснимо тем, что мировой рынок метала перенасыщен, и Китай активно сокращает металлургические производства, вместе с тем происходит наращивание высокотехнологичных производств, которые и потребляют цветные металлы.

Стоит отметить, что общий объем внешней торговли Китая снизился в первом квартале 2016 года на 5,9% в годовом выражении - до 5,2 трлн юаней ($804,3 млрд). При этом китайский экспорт сократился в первом квартале на 4,2% - до 3 трлн юаней ($464 млрд), импорт упал на 8,2% - до 2,2 трлн юаней ($340,3 млрд). Положительное сальдо внешнеторгового баланса составило 810,2 млрд юаней ($125,31 млрд, прирост на 8,5%). По итогам 2015 года объем внешней торговли Китая составил 24,59 трлн юаней ($3,64 трлн), что на 7% ниже аналогичного показателя 2014 года, объем экспорта уменьшился на 1,8% и составил 14,14 трлн юаней ($2,15 трлн), импорт упал на 13,2% до 10,45 трлн юаней ($1,59 трлн).

При анализе происходящих событий нужно учитывать, что последние несколько лет объемы торгового оборота с Китаем существенно сокращались, и текущий рост, не такой уж и большой, может быть результатом низкой базы. Также в 2015 году юань продолжал расти по отношению к рублю, что снижало покупательную способность российских потребителей. Дошло до того, что начал расти экспорт российской продовольственной и сельхоз продукции в Китай, существенную часть которого обеспечивали производители китайского происхождения, которые изначально создавали свои предприятия для снабжения российских регионов.

В первом квартале 2016 года курс рубля по отношению к юаню начал выправляться, что сразу сказалось на объемах завозимой из Китая потребительской продукции. Перелом после длительного периода спада торговли внушительный И все же пока трудно назвать это долгосрочной тенденцией и рассчитывать на продолжительный рост. Для этого важны рост экономики у нас и в Китае, и курсовые соотношения, при этом в торговле с восточным соседом скорее, все-таки, России нужен крепкий рубль. Доля РФ во внешней торговле КНР нельзя считать особо значительной. Но поскольку у все еще нас сохраняются шансы на быстрый рост, больший, чем у многих других экономик мира, роль товарооборота с Россий может для Китая повыситься.





    Реклама

    Выставка upakovka расширяет влияние

    Все новые решения для упаковочной отрасли на одной выставочной площадке в Москве 23–26 января 2018 года.


    Реклама