Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Что-то у нас не катит

«Expert Online» 2016
ТАСС

В России продолжается жесткая конкуренция вагоностроителей за потенциальных покупателей. С началом кризиса и падением грузопотока отрасль находится в сложнейшем положении, несмотря на помощь, которую оказывает государство. Очередная борьба за потребителя развернулась на проходящей сейчас в Москве выставке «ТрансРоссия 2016».

Ранняя пенсия

О том, как складывается ситуация c вагонами для грузоперевозок, около недели назад глава Минпромторга Денис Мантуров  доложил Владимиру Путину. Речь шла об эффекте от прошлогоднего решения ограничить эксплуатацию вагонов с продленными сроками службы. Оно, кстати, было принято вопреки мощному сопротивлению владельцев старых вагонов. Они так же, как и машиностроители, страдают от падения грузопотока и средств на обновление парка у них негусто.

В этом году, по подсчетам Мантурова, c сети будет снято и отправлено на металлолом порядка 80 тысяч вагонов. Это значительно меньше, чем власти планировали ранее. В начале года глава Минтранса Максим Соколов помышлял об утилизации более, чем 120 тысяч. Скромнее выглядят и прогнозы по производству вагонов. Поначалу речь шла о 45 тысячах. Сейчас самые смелые прогнозы Мантурова не превышают 40 тысяч. А, например, эксперты «Сбербанка CIB», данные которых приводит ТАСС, и вовсе говорят лишь о 20 тысячах.

Не катит

Впрочем, цифры «плавают» не только у производителей, но и у потребителей вагонов. Например, согласно недавно обнародованному  информационно-аналитическому обзору центра НП «Совет операторов железнодорожного транспорта», профицит парка на сети РЖД в марте составил порядка 101 тыс. единиц (всего в сети около 969 тыс. вагонов). То есть если даже сбудутся прогнозы Мантурова по утилизации, покупать транспортникам вообще ничего не нужно. Разве возникнет недостаток подвижного состава в каких-то определенных нишах. Например, наименьший профицит среди платформ — 3 тыс. единиц.

С другой стороны, глава совета директоров АО "Первая грузовая компания" (ПГК, актив Владимира Лисина, один из крупнейших владельцев вагонов с истекающим сроком службы) Александр Волошин заявлял, что покупки нового подвижного состава после введения запрета ждать не стоит, и прогнозировал дефицит вагонов в РФ уже в середине 2016 года. Эти слова  Волошина приводит «Интерфакс»: «Перевозчики не покупают новые вагоны не потому, что избыток или недостаток вагонов, а потому что эти вагоны при нынешнем тарифе на железнодорожные перевозки не окупаемы. Срок окупаемости — более 30 лет, что превышает срок жизни этих вагонов. Даже если заставить (операторов) в ускоренном порядке списывать вагоны, запретив продление срока службы, новые вряд ли будут покупаться, потому что это неокупаемые инвестиции», — подчеркивал он.

Нагрузка на отрасль

Чтобы стимулировать транспортников, правительство готово покрыть часть их затрат. В том же докладе Путину глава Минпромторга еще раз остановился на программе выпуска инновационных вагонов. «Самый главный критерий – это использование тележки с нагрузкой на ось свыше 25 тонн по отношению к традиционным — 23,5, и самое главное — это увеличенный срок межремонтного ресурса, — рассказывал министр. — Транспортной компании это дает существенное облегчение. Они сегодня сдают вагон на металлолом, получают примерно 200 тысяч. 300 тысяч рублей выделяется в виде субсидии. По сегодняшним ценам на новый вагон практически четверть компенсируется государством». Машиностроители готовы пойти еще дальше и, например, Объединенная вагонная компания  сейчас представила инновационную ходовую часть следующего поколения с осевой нагрузкой аж в 27 тонн, которая точно попадет под правительственное постановление. Об этом сообщает пресс-служба компании.

Транспортники в заочных дискуссиях с чиновником  говорят, что выделяемых субсидий им все-таки недостаточно. Однако, в любом случае, очевидно, что пока не закончится кризис и не начнется рост грузооборота, никакие лоббистские усилия ситуацию кардинально не изменят.


Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Альфа-банк меняет карты

    Альфа-банк приступил к полному обновлению своей линейки дебетовых карт — новая линейка вступила в силу 25 сентября. Флагманским продуктом в ней станет Альфа-карта

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама