Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Всеми силами и средствами

«Expert Online» 2016
Фото: Эксперт

Не раз мелькала цифра в полтора миллиона чиновников (госслужащих) в государстве российском – на всех, понятно уровнях: всей страны, областном, уездном и волостном. Сама по себе цифра непонятная, поэтому предложу длинную цитату: «Численность конкретно госслужащих или чиновников в России в 2013 году составила 1 млн 455 тыс. человек, или 1,9% рабочей силы… в России приходится 102 чиновника на 10 тыс. человек. … Для сравнения, … наибольшего уровня численность управленцев в Советском Союзе … достигала в 1985 году, составив 2,03 млн человек. То есть в СССР на пике расцвета бюрократии было всего 73 госслужащих на 10 тыс. человек». 

Названные цифры не вполне сопоставимы: в советское время к государственным чиновникам относились и сотрудники хозяйственных министерств, которые теперь прошли бы по части корпораций, как государственных, так и приватизированных.  Иными словами, чиновничество по сравнению с советскими временами ощутимо выросло – и не видно, чтобы существовало какое-то осмысленное движение в сторону его сокращения.

Увеличение числа госслужащих вполне объяснимо – становление так называемого «правового» государства, в котором всё прописано на законах, неизбежно вызывает и увеличение документооборота. Скажем, при  советской власти не существовало органов, регистрирующих собственность, создание компаний, проводящих оценку земли. Налоговые органы отсутствовали. Многие вещи делались существенно более простыми, но менее защищёнными способами: та же прописка, по сравнению с собственностью на квартиру, регистрация автомобилей (не говоря, что их было раз в десять меньше). Не существовало счётных палат…

Однако и личный опыт многих читателей, и сведения науки управления не позволяют сомневаться: в этом относительном росте имеется не только оправданная обстоятельствами жизни составляющая, но и чисто бюрократическое распухание госаппарата, необходимое и выгодное только ему самому. Самые наглядные примеры – всем известна растущая отчётность учителей, преподавателей и врачей. Иные утверждают, что на писание бумаг «наверх» лица этих профессий тратят больше времени, чем на прямые обязанности. Следует ли предполагать, что в областях государственной жизни, менее подвержденных непосредственному наблюдению обывателя, дела обстоят лучше?  

Всем, также, известно, что подавляющая часть подобной отчётности никем не читается. Зачем же начальство требует её? Отет прост. Когда приходят проверяющие, отчётность оказывается доносом, который пишет постоянно работник на самого себя. Правда, грамотно составленная, она же служит и защитой, нередко единственной. Однако чаще всего она защищает не самого исполнителя – учителя и врача, в избранных примерах – но вышестоящего начальника перед проверкой совсем уж «сверху» или «сбоку»: со стороны чисто проверяющих органов, счётной палаты или прокуратуры, скажем. Оно тем более верно, что высокие начальники давно позабыли, когда были сами врачами или учителями, а прокуроры и вообще профессиональные проверяющие и никогда ими не были, так что единственным способом проверки для них является сличение плановых показателей с отчётными, чистая формалистика. Что толку, если прокурор просидит урок в классе или проверит диктанты? Разве сумеет он оценить профессионализм учителя и следование им программе, не имея в виду самых тяжёлых случаев? Получается, что подавляющая часть бумаг не является необходимой для осуществления лечения, обучения или иной полезной деятельности, но обеспечивает потребности проверки – и только проверки, являясь чистым вычетом времени и сил для исполнителей самой работы.

Такое тяжкое бремя накладывает бюрократизм на все области жизни, до которых умеет дотянуться. А дотягивается он всюду, куда поступают казённые деньги – или, если речь о налогах, откуда их берут. При этом «все всё понимают», однако побороть гидру бюрократизма не только не умеют, но даже и задачи подобной не ставят.  То ли не видит высшее начальство этой беды, то ли вынужденно терпит, как терпит и нередкий произвол правоохранителей в отношении предпринимателей, потому что опирается политически в первую голову на чиновников, и прижимать их опасается.

Единственный способ побороть бюрократизм – абсолютное уменьшение числа должностей: иначе число сотрудников аппарата неудержимо растёт. Трудность в том, что каждый чиновник что-то «визирует», и его простое  увольнение вызовет деловой паралич. Законами и правилами каждая чиновничья должность врастает в систему госуправления, как лук в землю своим мочковатым корнем. Упраздняя должность, необходимо отменить или перераспределить все записанные за ней обязанности, переписав правила, порядки, законы… Задача сама по себе сложнейшая, а руками самого чиновничьего аппарата решаемая ли? Кто станет рубить сук, на котором сидит? В этом и секрет живучести «крапивного семени».

Однако для государства и для общества в целом уменьшение числа чиновников и, соответственно, ослабление хватки бюрократизма вещь важнейшая, даже если не поминать трудности с наполнением казны или постоянным спутником бюрократизма, мздоимством. Накладные расходы любой производительной деятельности (известные как транзакционные издержки), что образовательной и врачебной, что предпринимательской, у нас чрезмерно велики, и являются важнейшим экономическим тормозом развития народного хозяйства (главный тормоз неэкономический – риск отъёма собственности под угрозой уголовного преследования).

Правитель, желающий ускорения экономического роста, обязан изживать бюрократизм всеми силами и средствами.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама