Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Зрелище не для слабонервных

«Expert Online» 2016
Фото: Эксперт

Уже случалось писать здесь о том, что возможность уклонения от налогов является не только недостатком, но и очень важным преимуществом экономики любой страны. Да, именно преимуществом: ваш покорный слуга не ошибся словом. Для понимания этого необходимо принять в расчёт, что у всякого налога имееется не только положительная сторона (пополнение казны), но и отрицательная. Всякий налог подавляет тем или иным образом производство – уменьшает ВВП. И, тем самым, косвенно казну опустошает.

Выражаясь научным языком, равновесие в экономической системе, не имеющей налогов, устанавливается при ощутимо более высоком уровне ВВП, чем в экономической системе с налогами. По той же математике, равновесие в системе с меньшей долей налогов в ВВП устанавливается при более высоком уровне ВВП, чем в системе с большей долей налогов. Чем ниже налоги, при прочих равных, тем выше ВВП, и тем значительней потенциал экономического роста.

Большое значение имеет и то, как построена налоговая система, из каких видов налогов и сборов и каких ставок она состоит. При равной доле налогов в ВВП, одна система будет более благоприятна для экономического роста, а другая будет его подавлять. Самый яркий пример – налогообложение инвестиций.

При существующей в России налоговой системе, отмена налогов и сборов на фазе инвестиций (например, в ходе строительства предприятия, от начала проектирования до начала производства и  продаж) ожидаемый инвесторами доход почти удвоится. Скажем, вместо и без того высоких 15% годовых, он окажется близким к 30%. Подобное повышение доходности способно вызвать просто ураганный рост капиталовложений: не в два раза, но много значительней. Сравнительно небольшое пожертвование казны частью налогов способно окупиться сторицей на горизонте трёх-семи лет, в зависимости от продолжительности инвестиционного цикла в той или иной отрасли.

Впрочем, даже если не отказываться вообще от налогообложения инвестиций, но просто перенести уплату начисленных налогов на время, когда уже пошла прибыль от производства, привлекательность вложений для инвесторов всё равно окажется очень значительной. И потому, что остался в прошлом риск неудачи или задержки с пуском производства, и потому, что будущие налоги (и вообще будущие расходы)  оцениваются инвесторами много ниже, чем теперешние. Так, один доллар через пять лет - хороший срок окупаемости для крупных промышленных предприятий -  при доходности в 10% сегодня оценивается инвестором всего лишь в 62 цента (умножьте 0,62 пять раз на 1,10 по правилу сложных процентов). Иными словами, прирост доходности от одной только отсрочки уплаты налогов составил бы 60% (38 центов : 62 цента = 0, 61) и более.

Таким образом, уклонение от налогов имеет общим экономическим следствием то же самое, что и более низкие налоги: снижение налогового бремени и, соответственно, более высокий ВВП, при прочих равных условиях.

Уклонение имеет и другое экономически полезное свойство: оно выполняет роль тонкой настройки налогообложения, что также повышает ВВП. Речь о том, что хотя налог устанавливается по одинаковой ставке для всех предприятий, способность к уплате налогов у всех на самом деле разная. Некоторые имеют высокую доходность, и после уплаты налогов у них истаётся довольно средств на развитие и выплату дивиденда собственникам. Другие с трудом выживают на грани убытков.

Далее, малые предприятия в принципе менее жизнеспособны, чем крупные. У них условно-постоянные расходы составляют более высокую долю в обороте. Им сложнее получить кредит в банке. Кроме того, они зависят от небольшого числа относительно значительных для них заказчиков, и потеря даже одного может привести к убыткам и закрытию (у больших компаний число заказчиков чаще статистическое). Все страны дают послабления малому предпринимательству в том или ином виде, признавая его повышенную уязвимость.

Трудность в том, что послабления эти достаются как действительно нуждающимся преприятиям, так и тем, кто прекрасно мог бы обойтись. Это как льготное питание в школах, которое дают всем подряд, хотя доброй половине родителей льготы совершенно не требуются, и могли бы пойти на увеличение пособий действительно нуждающимся. Так и послабления не нуждающимся в них предприятиям могли бы быть сэкономлены, если бы государство умело надёжно отличить первых от вторых.

Обобщая, наилучшей была бы такая налоговая система, которая с каждого налооплательщика взимала бы ровно столько налогов, сколько он способен уплатить без ущерба для себя и экономики в целом, и взимала их способами, оказывающими наименьшее вредное воздействие на производство, на экономический рост. Пока же уклонение от налогов предприятий, находящихся на грани убытков, исполняет роль приближения налоговой системы к умозрительному научному идеалу. Беда, что оно несёт с собой все нежелательные следствия противозаконных действий, и потому мириться с ним невозможно, при всей его благотворности для немалого числа предприятий, их работников и даже самой казны.

Увы, всю известную нам историю человечества задача установки каждому своего собственного, научно обоснованного личного вида и ставки налога оставалась нерешаемой: в первую голову потому, что мытарь не имел надёжных сведений о способности налогоплательщика к уплате налогов. Многочисленные именные послабления, которыми славилась экономика в древности и в средние века, в большинстве случаев не отвечали действительным выгодам казны, предоставлялись в политических видах или за взятки.

С другой стороны, и познания человечества в экономических науках были недостаточны, и только  в последние семьдесят-пятьдесят лет начинают приближаться к более полному пониманию налоговых тонкостей. (Впрочем, что акцизы на товары с низкой эластичностью спроса по цене, как соль и спички, предпочтительнее прочих налогов, знали издавна: жизнь научила).

Развитие информационных технологий рано или поздно непременно приведёт к полной налоговой открытости всех и вся взору мытарей: это вещь самоочевидная. Не столь очевидны для начальства последствия: полный выход из тени способен убить немалое число предприятий. А это и часть действительного ВВП, и лишние пособия по безработице, и утрата налогов на товары, которые ранее покупались сотрудниками теневых и полутеневых предприятий: на круг весьма немалый ущерб экономике.

Сказанное означает, что полная налоговая открытость должна непременно сопровождаться серьёзнейшими мерами по тончайшей настройке налоговой системы, по установлению индивидуальных видов налогов и ставок. Научную праработку подобного подхода следовало начать уже давно. Однако наука - наукой, а вот что из себя будет представлять политическое облачение подобной настройки налоговой системы? Зуб даю,  зрелище окажется не для слабонервных.

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама