Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

МС-21 стал самолетом

«Expert Online» 2016
Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Дмитрий Медведев посетил Иркутский авиационный завод корпорации «Иркут» и выступил на церемонии выкатки самолёта МС-21. По словам премьер-министра, новый самолет «станет гордостью российской гражданской авиации и люди – и наши граждане, и граждане других стран – будут с удовольствием летать на МС-21».

Легкая композиция

Работа ещё не завершена. Впереди целая серия лётных испытаний. Впервые машина должна подняться в небо в следующем году. «МС-21 по своему технологическому уровню, по сути, об этом можно сказать прямо, превосходит те гражданские суда аналогичного класса, которые в настоящий момент летают», – отметил премьер, выразив уверенность, что Россия будет конкурентоспособна на мировом рынке самолетостроения.

Научно-производственная корпорация «Иркут» является головным  исполнителем по разработке семейства ближне-среднемагистральных  пассажирских самолётов МС-21. Уже сформирован стартовый портфель заказов на 175 самолётов. Первая поставка заказчику запланирована на конец 2018 года, эксплуатантами станут авиакомпании группы "Аэрофлот", передает РИА Новости. А первый полет самолета МС-21-300 будет осуществлен по результатам наземной отработки на летно-испытательной станции в период: декабрь 2016 — февраль 2017 года.

В основе "МСа" - советские наработки. Это прототип Як-252 начала 90-х, развитие самолета Як-42. Но новая машина, конечно, очень далеко ушла вперед. Достаточно сказать о том, что на 40% она состоит из композитных материалов, впервые в свое классе. Самолет обещает быть достаточно экономичным, чтобы привлечь заказчиков.

Плюсы в воздухе и на земле

Сегодня мировой рынок авиационной промышленности и услуг стремительно растет, указывает профессор, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Иван Соловьев. При объеме в 256 млрд долларов в 2011 году он к 2015 году вырос до 319 млрд, к 2020 году планируется, что он достигнет отметки в 417 млрд, а к 2025 вырастет до 543 млрд. Конечно же, считает эксперт, в таких условиях российский авиапром не мог и не должен был оставаться в стороне. Было подчитано, что инвестиции в НИОКР в сфере авиастроения приносят 8-кратную прибыль.

При этом, рассказывает Иван Соловьев, в конце советского периода в СССР были разработаны Ту-204 и Ил-96, в которых применялись новые технологии. Однако страна перестала существовать еще до окончания их разработки, само существование авиапрома оказалось под вопросом, потому отставание от Запада только увеличилось. В начале 21 века встал вопрос о возрождении конкурентоспособности отечественного авиапрома. А вскоре была разработана и принята государственная программа его развития на 2012-2025 года.

Ее целями стало увеличение выручки отрасли авиастроение в 3,9 раз; рост производительности труда в 9,4 раза; 122 тысяч созданных высокопроизводительных рабочих мест; рост доли российских производителей авиационной продукции на мировом рынке до 6,3%; рост доли российских производителей гражданской авиационной продукции на мировом рынке до 3,6% (до последнего времени было 1,1 %); рост доли российских производителей военной авиационной продукции на мировом рынке до 11,9%.

Такие честолюбивые цели не могли быть реализованы без создания новых, конкурентоспособных моделей пассажирских лайнеров. И они были разработаны и реализованы. Чуть более ранний «Суперджет» пришел на замену летавшим на небольшие расстояния Ту-134 и Як-40, а МС-21 идет на замену среднемагистральных Ту-154, и конечно импортных лайнеров.

Основными преимуществами нового самолета являются, по сравнению с иностранными аналогами в данном сегменте, большая пассажировместимость и как следствие - увеличенная выручка перевозчиков; сокращенное на 8-10% потребление топлива и как следствие сокращенные удельные операционные расходы на 6-7%; самый широкий фюзеляж в классе и улучшенный микроклимат, что дает привлекательные условия по комфорту путешествия.

Также в числе плюсов - более совершенные системы лайнера, 330 дополнительных часов для налета в год за счет сокращения оборотного времени в аэропортах на 20%, сокращение на 75% шума на местности и как следствие - снятие ограничений на эксплуатацию в аэропортах с повышенными требованиями по защите от шума. В итоге -  повышенная прибыль от эксплуатации (примерно на 4 млн долларов в год).

Иван Соловьев отмечает, что первый серийный МС-21 будет выпущен в 2017 году. По имеющимся планам после 2020 года их производство должно достигнуть 40, а потом и 70 самолетов в год при предполагаемой цене самолета от 72 до 85 млн долларов.

Можно с уверенностью говорить, что заинтересованность в покупке таких самолетов будет весьма высока, а ценовое преимущество будет обеспечено, в том числе и в связи со снижением курса рубля. При этом государство обещает оказывать дополнительную поддержку продажам с помощью экспортного кредитования, субсидирования лизинга и других инструментов. Все это поспособствует укреплению позиций российской авиации как на внутреннем, так и на внешних рынках, - уверен профессор.

Летать на своих

Появление нового самолета - новость, безусловно, положительная, уверен и глава Московского клуба предпринимателей, лидер молодежного крыла "Партии Роста" Дмитрий Порочкин. Считается, что авиационная промышленность - это отражения «интеллекта» нации. И в мире не так много стран, в промышленном комплексе которых существует кластер авиастроения. «Мы, конечно, находимся в конкуренции c мировыми корпорациями и даже если посмотреть на отечественный авиапарк, то соотношение сил будет не в нашу пользу.  Создание нового российского самолета – положительный шаг, свидетельствующий о развитии российской промышленности, однако о перспективах развития и успеха на мировом рынке говорить преждевременно», – говорит эксперт.

Цель, которую следует ставить государству -  это насыщение российскими самолетами всех российских авиакомпаний. Но это должно быть стимулирование, а не запрещение. Наши производители – пусть даже и с государственной поддержкой – должны предлагать перевозчикам более выгодный продукт, чем их конкуренты, уверен Дмитрий Порочкин.




    Реклама

    Выставка upakovka расширяет влияние

    Все новые решения для упаковочной отрасли на одной выставочной площадке в Москве 23–26 января 2018 года.


    Реклама