Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

МАК это СССР сегодня

«Expert Online» 2016
ТАСС Автор: Вышинский Денис

 

Разрыв и девичья фамилия

Власти обсуждают полное лишение Межгосударственного авиационного комитета (МАК) СНГ полномочий в РФ. В  прошлом году Дмитрий Медведев уже лишил организацию права сертифицировать авиатехнику.

 

Теперь вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минтрансу изучить возможность передать полномочия по расследованию авиационных происшествий от МАК СНГ — российским органам, выхода РФ из соответствующих соглашений о гражданской авиации от 1991 года, и об условиях пребывания МАК на территории РФ от 1995 года. МАК СНГ был учрежден в 1991 году по соглашению 12 республик бывшего СССР. С этого времени его возглавляет Татьяна Анодина.

Впрочем, наладить сертификацию авиатехники без МАК РФ пока не удалось. В марте Росавиация сообщила об учреждении новой структуры для сертификации — ФАУ «Авиационный регистр РФ». Но «Авиарегистр» столкнулся с дефицитом кадров. К тому же, к поручению Дворковича уже скептически отнеслись в МИД, где видят в этом ослабление региональных позиций России.

 

Персональные моменты

Разговоры о необходимости ликвидации этой структуры ходят уже давно, - напоминает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. Причины, в основном, политические и финансовые. Не секрет, что руководство МАК лоббировало интересы одной (ныне не летающей) авиакомпании, и с ее уходом с рынка позиции МАК пошатнулись.

 

Функции могут перераспределить Росавиация, Минобороны, Минтранс, другие ведомства. С одной стороны, государство может на первых порах сэкономить некоторые средства (порядка 200 млн руб.), но в итоге есть риск получить дублирующие структуры. На деятельность большинства авиакомпаний ситуация заметно не повлияет: они до сих пор используют технику зарубежного производства, сертифицированную и зарегистрированную за рубежом. Пока все попытки заставить их перевести имущество в российскую юрисдикцию малорезультативны.

 

Противоречивое советское наследство

Стоит обратить внимание на то обстоятельство, что МАК является исполнительным органом межправительственного соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 30.12.1991 года, - говорит адвокат, управляющий партнер коллегии адвокатов "Оганян, Арапиев и партнеры" Зелимхан Арапиев. Прекратить свое существование самостоятельно МАК не может. Ликвидация МАКа возможна в случае если все государства — участники Минского соглашения примут решение о прекращении его действия. Однако, данное обстоятельство не исключает возможности выхода из состава  МАКа того или иного участника.

 

РФ имеет возможность выхода из числа участников МАК, - рассказывает адвокат. Стоит только обратить внимание на то обстоятельство, что передать  полномочия МАКа Росавиации будет юридически невозможно, поскольку МАК является организацией, действующей на основании Минского соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 1991 года. Это постоянно действующий исполнительный орган, уполномоченный осуществлять практическую реализацию Минского соглашения, заключает эксперт.

То есть, выход из столь общего соглашения, установившего правила для гражданской авиации на территории бывшего СССР после его распада, ради отказа от сотрудничества с МАК является шагом со многими последствиями. С водой можно выбросить и ребенка.

Справедливости ради стоит отметить, - говорит также Зелимхан Арапиев, что  МАКу как органу, уполномоченному проводить расследования авиационных происшествий, очень часто высказывалось недоверие, а его отчеты часто критиковались и подвергались сомнению. Однако, в силу того, что  МАК действует от имени государств-участников межправительственного соглашения, его выводы фактически были неподсудны, ввиду дипломатической неприкосновенности. Фактически в настоящее время МАК, его должностные лица и принимаемые ими решения неподконтрольны судебной системе РФ, отмечает юрист.




    Реклама

    Выставка upakovka расширяет влияние

    Все новые решения для упаковочной отрасли на одной выставочной площадке в Москве 23–26 января 2018 года.


    Реклама