Экономика


Производство автомобилей сокращается, цены растут

«Expert Online» 2016
Андрей Холмов/ТАСС

Согласно данным Росстата, производство легковых автомобилей в РФ в январе - июле 2016 г. снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 18,1% и составило 611 тыс. штук. В июле показатель сократился в сравнении с июлем 2015 г. на 19,8%. Производство автобусов уменьшилось на 0,8%, до 19,1 тыс. 

Впрочем, есть и позитивные сигналы. Производство грузовых автомобилей (включая шасси, но без автосамосвалов) за семь месяцев года выросло на 6,2%, до 70,4 тыс. В первом полугодии увеличилось также производство прицепов к грузовым автомобилям - на 28,3%, до 3,4 тыс. 

В этих условиях, тем не менее, цены на продукцию автопрома в России растут. Так, эксперты аналитического агентства "Автостат" подсчитали, что только за прошедший месяц 20 автопроизводителей, официально представленных на российском рынке, изменили цены на выпускаемые легковые автомобили. 

Так, например, американская компания Chevrolet подняла цену только внедорожника Tahoe, однако сразу на 10,1 - 12,0%. Ravon еще до старта продаж увеличил цену седана Nexia на 7,6 - 10,6%, в то время как итальянский Fiat поднял цену хэтчбека Punto на 8,1%. Не осталась в стороне и японская Toyota, которая подняла цену кроссовера RAV4 на 1,1 - 2,1% и прекратила поставки комплектаций с дизельным двигателем. 

При этом французский Citroen повысил цены C4 Sedan на 1,1 - 1,6%, C4 Picasso на 1,1 - 1,4%, Grand C4 Picasso на 1,1 - 1,3%. У Peugeot, выросли цены кроссовера 3008 на 4,8 - 6,0%, седана 408 на 5,8 - 6,9%, минивэна Partner Tepee VP на 0,8%. Корейские бренды Hyundai и KIA тоже решили поднять цены на свои машины: Hyundai повысил цены универсала i30 на 5,3 - 6,3%, трехдверного хэтчбека i30 на 6,5 - 7,7%, в то время как KIA увеличила цены седана и хэтчбека Rio на 1,1 - 1,6%, седана Cerato на 1,3 - 1,5%, седана Optima на 0,9 - 1,4%. 

Кроме того, к работе возвращается «Автоваз»: он уходил на каникулы с 25 июля на три недели. Во время отпуска на заводе проводились профилактические и ремонтные работы. Вместе с работниками «Автоваза» в корпоративный отпуск отправились также сотрудники GM-АвтоВАЗ. Второй тольяттинский автопроизводитель GM-АвтоВАЗ также возобновит работу 15 августа. 

Учитывая падение реальных доходов населения, существенного роста спроса, конечно, ждать не стоит, считает управляющий директор ИК QBF Зелимхан Мунаев. Несмотря на серьезный убыток, «Автоваз» смог немного увеличить долю рынка, что благоприятно скажется на объемах продаж. Тем не менее, в 2016 г. автогигант планирует произвести более 400 тыс. автомобилей, но уже ясно, что спрос будет существенно меньше. 

Запуск новых моделей прошел успешно, и доля рынка выросла в том числе за счет них, но восстановление спроса вряд ли стоит ждать ранее 2018-2019 гг., полагает эксперт. При этом многое будет зависеть от реализации планов компании и действий конкурентов. Автовазу очень важно сохранять цены ниже автомобилей других брендов, так как сейчас, по сути, это основное конкурентное преимущество. 

Ситуация же в российском автопроме в целом сложная, рассказывает младший партнер практики "Промышленность" Консалтинговой группы "НЭО Центр" Александр Ракша. Сейчас можно наблюдать разнонаправленную динамику по разным сегментам рынка. Так, например, продажи тяжелый грузовых автомобилей за первые 7 месяцев 2016 года выросли более чем на 24%, а продажи лидера рынка, КАМАЗа, и вовсе показали рост на 43%, при этом доля рынка, приходящаяся на отечественные автомобили стабильно растет. Это во многом связано с заменой дорогостоящей импортной техники на более дешевую в обслуживании и эксплуатации технику российского производства. 

Ситуация на рынке легковых и коммерческих автомобилей выглядит гораздо хуже, считает Александр Ракша. Это во многом обусловлено падением продаж физическим лицам. О снижении потребительской активности и изменении структуры потребления говорит и снижение темпов прироста кредитного портфеля банков, и данные по обороту розничной торговли, и структурные показатели. Основная причина – снижение реальных доходов населения, рост нормы сбережения (более 15%). Дополнительную нагрузку на продажи новых автомобилей оказывает вторичный рынок, где предложение также существенно превышает спрос. 

В этой ситуации производители и продавцы вынуждены оптимизировать свою деятельность (сокращение персонала, производственные каникулы) и искать более гибкие инструменты взаимодействия как с потребителем, так и друг с другом. Например, до сих пор большинство дилеров покупают автомобили у производителя по предоплате, практически не используя инструменты лизинга и факторинга, что в итоге снижает их гибкость и способность адекватно реагировать на быстрые изменения рыночной конъюнктуры. 

Дополнительный стимул продажам новых автомобилей должна оказать разработанная Минпромторгом программа обновления автопарка, полагает эксперт. Данная программа практически идентична предыдущей. Данная программа может локально поддержать спрос, но, скорее всего, ее эффективность будет ниже, чем раньше, поскольку стратегическую задачу она решит не может. А стратегическая задача заключается в том, чтобы изменить потребительское поведение россиян путем снижения неопределенности в экономике хотя бы в среднесрочной перспективе. 

Долгосрочно же существует устойчивый урбанистический тренд на отказ от личного транспорта в пользу общественного (в том числе такси, каршеринга и т.п.), поэтому производителям и государству стоит обратить на это внимание при стратегическом планировании развития. Ярким примером последнего времени, подтверждающим этот тренд, является смена стратегии компании Volkswagen, которая теперь создает ценность для потребителя, продавая ему не автомобили, а мобильность (то есть не железо, а услугу). Компания уже инвестирует в вывод мобильной платформы Gett на американский рынок и разрабатывает новые бизнес-модели, попутно планируя сокращать модельный ряд, делая его более типовым. 





    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама