Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

ЦБ прогнозирует взрывной рост бесконтактных платежей

«Expert Online» 2016
Андрей Перечицкий/ТАСС

Как заявила заместитель председателя ЦБ РФ Ольга Скоробогатова, выступая в Госдуме, Банк России ожидает взрывного роста бесконтактных платежей в РФ в 2017-2018 годах. Так, отметила она, в текущем году платежные системы Visa и Mastercard уже запустили свои бесконтактные платежи. Основные позитивные сдвиги в данном направлении в ЦБ связывают с картами «МИР».

«Я думаю, что в 2017-2018 годах будет взрывной рост таких видов платежей», - передает ТАСС слова чиновницы. «Мы (Национальная система платежных карт - прим. ред.) запускаем в следующем году. Это наша собственная технология, мы ее разрабатываем независимо от других международных систем, но она будет работать по принципу международных стандартов: будет считываться везде - и у нас, и за рубежом», - рассказала зампред ЦБ РФ.

Ранее Национальная система платежных карт (НСПК) приступила к разработке мобильного приложения, которое позволит держателям карт «Мир» осуществлять бесконтактные платежи с помощью технологии NFC (Near Field Communication - «ближняя бесконтактная связь").

Впрочем, пишут «Известия», Банк международных расчетов (БМР) полагает, что российский Центробанк мало вовлечен в процесс изменений и развития рынка моментальных розничных платежей. В организации отмечают, что до 2016 года ЦБ не уделял внимания развитию моментальных платежей и только сейчас проводит исследование новых финансовых технологий. Частично это объясняется рисками, сопутствующими такому виду переводов.

Действительно, этот рост вполне можно ожидать, соглашается эксперт комитета Госдумы по финансовому рынку Антон Соничев,. Такая же тенденция наблюдается в странах Европы. Так, в 2015 году европейцы совершили 3 млрд бесконтактных платежей, что почти в три раза больше по сравнению с 2014 годом. В 2016 году каждый пятый пользователь карт Visa осуществлял бесконтактную оплату.

Самыми частыми случаями использования бесконтактных платежей стали оплата питания и покупок в супермаркетах. Поощряют использование бесконтактных платежей крупнейшие ритейл и фастфуд-сети.  Кроме того, производители смартфонов внедряют собственные технологии оплаты с помощью устройств и пропагандируют этот способ расчета как самый безопасный на сегодняшний момент. Все это влияет на массовое распространение этого способа оплаты среди пользователей банковских карт.

Но все же, по мнению генерального директора компании «Мани Фанни» Александра Шустова,  заявление о «взрывном росте» сделано с целью привлечь внимание к НСПК и к его приложению, и это правильный подход к PR этой организации и ее продукта. Один из банков недавно раскрывал статистику по своей эквайринговой сети и доли бесконтактных платежей в ней. Так, по этой статистике, 90% платежей бесконтактным методом приходится на розничную торговлю и рестораны, но самое интересное, что доля оборота по бесконтактным платежам по отношению к обороту в целом в 2014 г. составляла 0.5%, а в 2015 г выросла до 1.2%. В 2016 году можно ожидать, что цифра составит около 7-8%. С одной стороны, это рост более чем в 2 раза, а затем - в 6 раз, а с другой - такие цифры получаются из-за эффекта низкой базы, для новой непривычной технологии это нормально.

Так что, считает эксперт, через 2-3 года технология станет привычной и бесконтактной оплатой научатся пользоваться почти все клиенты банков, а все банки будут выпускать карты с этой опцией, доля операций с бесконтактной оплатой по обороту составит до 30%. Перед картой «Мир» стоит вдвойне сложная задача, которую надо реализовать за короткий срок: во-первых, обеспечить прием карт везде в РФ и по всему миру, а во-вторых, отладить технологию бесконтактных платежей, и все это одновременно.

Тот факт, что НСПК разрабатывает собственное программное обеспечение, повышает защищенность технологии, но увеличивает сроки вывода конечного продукта. Безопасность транзакций является одним из краеугольных камней бесконтактных платежей, Visa и Mastercard уже сумели убедить пользователей в их надежности. Их уже поджимает технология Apple Pay, когда платить можно даже без карты, с помощью телефона, но она пока очень слабо распространена и требует большего числа действий от покупателя.




    Реклама

    как Enterprise Content Management управляет всем

    Более четверти века российские организации стремятся перевести свои рабочие процессы в цифровой формат и оперировать данными и электронными документами.

    Интервью Губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина

    Впервые за последние несколько лет бюджет ЯНАО на 2018-2020 года сверстан бездефицитным. 20 ноября читайте интервью Дмитрия Кобылкина


    Реклама