Экономика


Малый бизнес приглашают на биржу

«Expert Online» 2016
Антон Новодережкин/ТАСС

Московская биржа намерена открыть новый биржевой сектор для публичного обращения ценных бумаг компаний малого и среднего предпринимательства. Координатором проекта по созданию нового биржевого сегмента будет рабочая группа, в состав которой войдут представители профильных министерств и институтов развития. Рабочую группу возглавит директор Фонда развития промышленности Алексей Комиссаров.

Как говорится в сообщении торговой площадки, новая редакция правил листинга Московской биржи, устанавливающая требования к сектору МСП, будет направлена на регистрацию в Банк России в первом квартале 2017 года. Получить публичный статус и разместить акции или облигации по облегченной процедуре в новом биржевом секторе смогут компании с годовой выручкой от 800 млн до 10 млрд рублей.

Компании должны будут пройти экспертизу экспертного совета биржи по листингу и партнеров-институтов развития, в частности ФРП, для получения доступа к финансированию своего развития. Для листинга компаний в секторе МСП будут понижены требования к объему акций в свободном обращении, а для целей листинга облигаций будет достаточно отчетности по РСБУ и облегченного проспекта эмиссии.

На Московской бирже подчеркивают, что сегодня в России существуют все условия, для того чтобы сектор МСП начал выпускать ценные бумаги. Так, по данным Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, в России действует почти 20 тыс предприятий МСП, на которых приходится 20% ВВП страны. По оценкам корпорации, текущие потребности в инвестициях на одну компанию составляют от 300 до 500 млн рублей. Утвержденная же правительством стратегия развития МСП на период до 2030 года предусматривает увеличение их доли в ВВП страны в два раза.

Увеличение разнообразия опций финансирования, доступных малому и среднему бизнесу, является позитивным изменением, полагает Елизавета Белугина, руководитель аналитического отдела FBS. Секьюритизация обязательств этих компаний – закономерный этап в развитии национального финансового рынка. Между тем, в текущих условиях это нововведение является в большей степени формальным, и основная причина его появления состоит в желании ответственных лиц показать, что в России есть поступательное движение в этом направлении.

С одной стороны, говорит эксперт, биржевой листинг действительно сделает малые и особенно средние предприятия более привлекательными для ряда инвесторов, готовых к повышенному риску. В то же время, это, скорее всего, будут преимущественно те, кто и сейчас занимается кредитованием МСБ. Маловероятно, что новый сегмент биржевого рынка с самого начала ждет динамичное развитие. Инвесторы будут присматриваться к новым бумагам, и степень их заинтересованности будет в значительной степени зависеть от стимулирующих мер со стороны государства, прежде всего, налоговых.

На первых этапах, считает Елизавета Белугина, мы увидим больший интерес к облигациям МСП, нежели к их акциям, так как доходности будут «вкуснее» того, что могут предложить банковские депозиты, а сами долговые бумаги не столь обязывают, как акции. Сами малые и средние предприятия тоже вряд ли ринутся на биржу: сейчас есть достаточно много вариантов льготных банковских кредитов, поэтому пройдет какое-то время, прежде чем они увидят в бирже реальную и рабочую альтернативу банковскому финансированию.

Доступ малого и среднего бизнеса на биржу, конечно, позитивный фактор, соглашается первый вице-президент Опоры России Павел Сигал. С одной стороны, Мосбиржа хочет увеличить активность торгов, привлечь новых участников, так как сейчас рынок столкнулся с сильным падением активности, хотя на российском рынке она исторически не была высокой. С другой, компании получат рыночную оценку своей деятельности, что сделает их более привлекательным как в качестве объектов слияния, так и как объекты инвестиций. Получить финансирование в таких условиях, конечно, также будет проще.

Но вот перспективы развития пока весьма неопределенные, предупреждает эксперт. Слишком много неизвестных факторов, и пока кажется, что этот сегмент не будет востребован ни самими компаниями, ни трейдерами. Ликвидность будет минимальной, если она вообще будет, поэтому рисков слишком много.




    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама