Приобрести месячную подписку всего за 240 рублей
Мир

60-миллиардный шок

«Expert Online» 2017
ТАСС

Снижение вредных выбросов в атмосферу, требуемое с судоходного флота, может стоить сектору 60 млрд долларов и поставить на прикол корабли, которые обеспечивают до 90% мировой торговли.

Чуть более 2,5 лет назад были приняты законы, требующие от судовладельцев после 2020 года резко уменьшить выбросы серных соединений в атмосферу. Естественно, воздух станет чище, но сектору морских грузовых перевозок такая борьба за чистый воздух обойдется, по расчетам консалтинговой фирмы Wood Mackenzie Ltd., в 60 млрд долларов. Именно столько будет стоить владельцам кораблей высококачественное топливо, причем, ежегодно.

В секторе, который занимается перевозкой абсолютно всего, рост операционных расходов вызовет сильное финансовое давление на и без того испытывающих серьезные финансовые трудности судовладельцев, которые сейчас зарабатывают в среднем на 70% меньше, чем до 2008-9 годов. В этом году в среднем доход на один корабль составит, по данным крупнейшего в мире брокера Clarkson Research Services Ltd., ок. 9800 долларов в день. Для сравнения: десять лет назад доходы были в 3,5 раза выше – 34 тыс. долларов. В отрасли три главных сектора: перевозка контейнеров, перевозка сухих грузов и нефти.

При этом следует иметь в виду, что последствия применения закона затронут не только сам сектор, который насчитывает порядка 90 тыс. судов и обеспечивает 90% мировой торговли, считает группа BIMCO, представляющая интересы судовладельцев примерно в 130 странах. Пока лишь считанные суда провели дорогую модернизацию. Что же касается нового, более чистого топлива, то мощностей нефтеперерабатывающих заводов для удовлетворения потребностей всего флота явно не хватит.

«Возникнет полный хаос и неразбериха,- заявил заместитель генерального секретаря датской компании BIMCO Ларс Роберт Педерсен агентству Bloomberg.- Мы говорим о переработке 2,5-4 млн баррелей нефти в сутки в новый продукт».

Новые правила одобрила в октябре 2016 года Международная морская организация (IMO), агентство ООН, которое разрабатывает стандарты безопасности и защиты окружающей среды для сектора грузовых морских перевозок. Существуют два основных способа выполнять требования по снижению содержания серы с 3,5 до 0,5%: оснастить двигатели специальными устройствами, которое будет удалять серные загрязнения, и позволит продолжать работать на старом топливе или переложить эту задачу на НПЗ и обязать их выпускать более чистое топливо.

«Судовладельцы с неохотой устанавливают очищающее оборудование, которое позволит плавать на той же нефти из-за множества неясностей и нехватки средств,- объясняет Йэйн Моват, старший аналитик Wood Mackenzie.- Мало кто из владельцев НПЗ станет инвестировать в переработку тяжелого топлива, потому что это стоит более 1 млрд долларов и займет около пяти лет».

По оценкам экономистов из Международного энергетического агентства (IEA), к 2020 году оборудование установят на двигатели лишь 2,2% судов. Удовольствие это не из дешевых – модернизация одного двигателя стоит в среднем 4 млн долларов в зависимости от размеров. Не удивительно, что пока крупные грузовые перевозчики становятся в очередь на модернизацию, средние и мелкие в основном выжидают.




    Реклама

    Системный подход к инжинирингу и подготовке кадров

    Об опыте и о новых идеях рассказывает генеральный директор МВШИ Вальтер Рац


    Реклама