Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Санкции ударили по Западу вдвое сильней

«Expert Online» 2017
AP/TASS

Согласно информации спецдоклада ООН, потери Запада от санкций превысили потери РФ в два раза. Эффективность контрмер дополнительно уменьшила потери России, но преимущество вынужденной закрытости надо как можно энергичнее отыгрывать и дальше, иначе сравнение по упущенной выгоде окажется не в нашу пользу

Санкционный смотритель

Согласно данным ООН, потери стран Запада за три года санкций достигли 100 млрд долларов, тогда как потери РФ — лишь 52-55 млрд, пишет ТАСС со ссылкой на текст спецдоклада организации. Таким образом, потери Запада от санкций превысили потери РФ почти в два раза.

«Стоимость санкций с точки зрения потерь дохода стран, которые являлись инициаторами санкций, составляет примерно $3,2 млрд в месяц, — заявил специальный докладчик ООН по правам человека, занимающийся вопросами негативного воздействия односторонних принудительных мер, Идрис Джазаири. — Если умножить это на данные трех лет, то показатель составит $100 млрд. «Общая сумма потерь России оценивается примерно в $52-55 млрд, что представляет собой 1% от ее ВВП», — сообщил специальный докладчик.

Он подчеркнул, что «меры по адаптации российской экономики к кризисной ситуации оказались эффективными». «Они позволили обеспечить свободный курс рубля, к середине 2016 года сократить показатель инфляции, а также скорректировать экономику в сторону диверсификации», цитирует агентство г-на Джазаири.

Не упустить выгоду

Скорее всего, говорит аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич, данные оценки близки к реальности, причем там не учтен еще ряд обстоятельств. За счет введения контрсанкций, сокращения импорта и стратегии импортозамещения, российские производители получили импульс к развитию, а также хорошие возможности для сбыта своей продукции.

Российские производители продолжат развиваться и в дальнейшем, так как уже сейчас можно говорить об адаптации экономики к режиму санкций. В результате, по мнению Зварича, можно ожидать роста внутреннего потребления, а вслед за ним — экономики и  показателей российских компаний.

Особенность оценки введения санкций против России заключается в том, что по времени они совпали с падением цен на нефть, и полностью отделить эти два явления друг от друга, сложно, указывает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Но судя по тому, как спешно сворачивали офисы в Москве немецкие компании в 2014-2015 гг.,  негативное влияние на европейский бизнес санкции действительно оказали.

Основной удар, говорит Кирилл Яковенко, пришелся по Германии, как ведущей экономике ЕС, Великобритания пострадала чуть меньше, одинаковый урон получили Польша, Нидерланды, Украина, Франция.  Он полагает, что развитые страны действительно много теряют на невозможности поставлять технологии в Россию: это был большой и важный для них рынок и при оценке их потерь надо говорить не только о прямых потерях в результате запрета, но и об упущенной выгоде.

Упущенная выгода в таких случаях, как правило, в несколько раз больше, чем прямые потери, и ее можно оценить только приблизительно. По мнению аналитика, в категориях упущенной выгоды санкции нанесли большой ущерб обеим сторонам, и для России он значительнее . По его оценке, от того, что Россия не может закупать технологии, он достигает $200 млрд за три последних года, потому что наши рынки технологий стагнируют, а могли бы расти, привлекать инвестиции и давать инвестиции западным рынкам. Европа недополучила около $80 млрд прибыли из-за несостоявшегося экспорта.

Финансовые санкции приводят к потерям из-за невозможности получить кредитование под поставки в Россию. А если измерять ущерб европейских стран и России не только в деньгах, аи в количестве рабочих мест, то можно предположить, что за 3 года Европа в результате собственных санкций потеряла около 2 млн рабочих мест, Россия — в 10 раз меньше, около 200 тыс. рабочих мест.




    Реклама

    Эстеты с фабричного двора

    Московская проектная компания «АКРА» демонстрирует новаторский подход к проектированию производственных зданий, стремясь сделать их соответствующими инновационному духу времени и начиная с неочевидного для многих эстетического фактора, за которым скрываются другие нестандартные решения


    Реклама