Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Европа объявила войну супермаркетам

«Expert Online» 2017
Newzulu/TASS

Ведомству по сельскому хозяйству Еврокомиссии поручено разработать законодательство, которое должно будет защищать европейских фермеров от крупных ритейлеров. Последние не на шутку возмутились и без боя не сдадутся

Супермаркеты - суперсила

Отношения между фермерами и супермаркетами сложные не только в России. Брюссель много лет тоже выслушивает жалобы европейских фермеров на злоупотребления крупных торговых сетей. Проблема непростая. Европейские власти подошли к ее решению основательно и, как всегда, не спеша. Ситуацию осложняет еще и то обстоятельство, что полномочий против крупных супермаркетов типа британской сети Tesco или французского Carrefour у Еврокомиссии (ЕК) не так уж и много.

Главное требование фермеров в ЕК – разработка и принятие нового законодательства против несправедливых приемов, к которым нередко прибегают торговцы. Речь идет о задержках супермаркетами платежей, заведомо невыгодных для производителей контрактах и т. д.

До последнего времени ведомство Жана-Клода Юнкера старалось позиционировать себя беспристрастным арбитром и наблюдателем в жестком противоборстве между торговлей и производством продуктов. Лед тронулся в прошлую пятницу, когда еврокомиссар по сельскому хозяйству Фил Хоган неожиданно атаковал супермаркеты. Выступая в Дублине, он заявил, что велел своим сотрудникам разработать законодательство для защиты фермеров от торговых сетей. После выступления еврокомиссара не оставалось никаких сомнений в том, что в этом вечном конфликте он на стороне производителей продуктов, пишет Politico.

«Если говорить конкретно,- объяснил Фил Хоган,- то супермаркеты сейчас обладают суперсилой благодаря двойному эффекту усиливающейся глобализации и высокого уровня концентрации в Европе. Эта комбинация дает им непропорционально высокое влияние на первичных производителей».

По мнению главного европейского агрария, дисбаланс между теми, кто устанавливает цены и кто покупает продукты, настолько велик, что ситуация принимает очень тревожные очертания для фермеров. Монополизм крупных торговых сетей в европейских странах ни для кого не секрет. Так, на долю Tesco, Sainsbury’s и Asda приходятся почти 60% всей торговли продуктами в Великобритании. Во Франции доля Carrefour, E. Leclerc и Intermarché превышает 55%.

Свою нынешнюю позицию европейские чиновники решили для наглядности представить в графическом виде. На сайте комиссариата по сельскому хозяйству ЕС можно найти изображение фермера в зеленых рабочих брюках, который пытается выпрямиться под гнетом перерабатывающих фабрик и супермаркетов.

А продуктовые судьи - кто?

Появление проекта закона о защите фермеров от супермаркетов ожидается уже в начале следующего года. В нем, очевидно, будут новые законы о повышении прозрачности в ценообразовании на рынках и повышению роли и влияния сельскохозяйственных кооперативов, меры по ослаблению проблем, возникающих у фермеров в связи с запаздыванием платежей и плохими контрактами.

Ранее приглашенные Хоганом независимые эксперты посоветовали ЕК также настоятельно рекомендовать членам ЕС создать пост так называемых «продуктовых арбитров», которые будут штрафовать супермаркеты в том случае, если они будут несправедливо обращаться с фермерами. Первой этому совету Брюсселя последовала Великобритания, формально еще входящая в Евросоюз. «Арбитр» нашел в 2015 году доказательства того, что после возникновения споров из-за сумм долга Tesco более года не платил фермерам за поставленные продукты.

Поскольку решения «арбитров», как видно, предопределены, то похоже, с позицией в конфликте между производителями продуктов и торговлей в Брюсселе определились. Торговые сети типа Lidl и Carrefour, однако, отвергают обвинения в свой адрес. Они утверждают, что напрямую у фермеров покупают очень мало. В основном супермаркеты имеют дело с огромными переработчиками: Arla, Nestlé, Danone и им подобными. Торговцы уверяют, что в больших наценках виноваты не супермаркеты, а переработчики.

«Легенду о том, что во всех проблемах фермеров виноваты ритейлеры, придумали сами фермеры»,- приводит Politico слова Нейла Макмиллана, директора EuroCommerce, организации, которая представляет интересы таких крупных сетей, как Carrefour, Tesco и Lidl. По его словам, 95% продуктов супермаркеты покупают не у фермеров, а у обработчиков. Из-за больших расходов на зарплаты, транспортировку и охлаждение продуктов маржа между торговыми сетями колеблется между 1 и 3%.

Для повышения закупочных цен, считает Нейл Макмиллан, фермеры должны создавать своим продуктам «добавочную стоимость», поставляя на местные рынки и потребителям то, что те хотят. Например, французские фермеры не в состоянии удовлетворить высокий спрос на органическую свинину и говядину. В результате у французских супермаркетов не остается иного выбора, кроме как закупать мясо в Германии.

Не сдадутся без боя

Ставки для Фила Хогана в этом вопросе высоки. Ирландец находится под сильным давлением. От него требуют, до истечения срока полномочий нынешнего состава Еврокомиссии в 2019 году, серьезных реформ в сельском хозяйстве Европы, которое дает, между прочим, до 40% бюджета ЕС. Реальные условия, однако, меняются в худшую сторону. После выхода Великобритании из ЕС субсидии для производителей сельхозпродукции сократятся. Это значит, что наследие г-на Хогана для фермеров будет в большой мере зависит от того, сумеет ли он защитить их от супермаркетов. Этой цели, по его замыслу, и должны помочь новые законы.

Пекка Песонен, генеральный секретарь Copa & Cogeca, организации, представляющей интересы фермеров в ЕС, утверждает, что фермеры поддерживают жесткие действия властей против супермаркетов: «Численность поставщиков велика, но они слишком слабы в отношении способности вести переговоров и находятся под сильным давлением со стороны ритейлеров».

В прошлом году ЕК создала независимую организацию Agricultural Markets Taskforce (AMT). Новый совещательный орган уже выдает рекомендации. Одна из них – задержки супермаркетов за поставленные продукты не должны превышать 30 дней. АМТ также настаивает на отказе от изменений в контрактах задним числом, от требований по списанию нереализованных продуктов, аннулирования сделок в последнюю минуту и т. д. Скорее всего, эти и другие рекомендации будут учтены в новом законодательстве. Они существенно ущемят в правах торговые сети. На кону стоят многие миллиарды евро. Это значит, что без боя ритейлеры не сдадутся.




    Реклама



    Реклама