Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

«ЮУрГУ – университет цифровых трансформаций»

«Expert Online» 2017

В декабре один из крупнейших вузов Евразии - Южно-Уральский государственный университет отметил свой 74-ый день рождения. Об итогах уходящего года, перспективах и инновациях вуза в рамках участия в Проекте 5-100 рассказывает ректор ЮУрГУ Александр Шестаков.

Не так давно в стенах Южно-Уральского государственного университета в рамках XIV Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана прошел Форум ректоров университетов двух стран. Насколько значим для вуза этот факт?

Мы ценим доверие, оказанное ЮУрГУ при определении площадки для проведения Форума. Наш вуз выбран не случайно, ведь в университете обучаются более 1000 казахстанских студентов, 15 профессоров и 45 молодых ученых из соседней республики читают лекции и ведут научные исследования в ЮУрГУ. Отмечу, что между ЮУрГУ и вузами Казахстана на сегодня подписано более 20 соглашений о сотрудничестве. То, что ЮУрГУ стал площадкой проведения масштабного форума ректоров России и Казахстана – это большое достижение для нас.

Насколько профессионально заявил о себе ЮУрГУ на конференции Европейской ассоциации международного образования (EAIE Conference and Exhibition) в г. Севилья, в Испании?

На конференции EAIE Conference and Exhibition был подписан ряд очень важных для ЮУрГУ соглашений с влиятельными рейтинговыми агентствами, в частности с THE и QS. Особую роль в рейтинговом продвижении вузов играют программы академического обмена, которые успешно реализуются у нас в ЮУрГУ. В данном направлении мы подписали соглашения с Университетом Севильи (Испания), рамочное соглашение с Университетом прикладных наук Литвы (Литва), соглашение о намерениях с Правительством Филиппин, провели переговоры с Университетом Страны Басков (Испания), Университетом Претории (ЮАР) и многими другими по сотрудничеству в научной и образовательной сферах.

А как наши зарубежные партнеры отнеслись к тому, что у ЮУрГУ появился новый бренд?

Наш новый бренд, который в этом году мы приняли именно для того, чтобы уверенно войти в международное образовательной пространство, за рубежом оказался всем понятен и близок по духу. Появление в логотипе ЮУрГУ могучих мифических существ Грифона и Льва наши партнеры расценили как проявление верности традициям, уважения к истории и культуре народов Европы и Азии. Они рассмотрели в новом логотипе новый путь развития нашего университета – мультинационального, мультикультурного вуза, объединяющего Европу и Азию.

Как Вы считаете насколько этому процессу способствует участие ЮУрГУ в Проекте 5-100? Каковы успехи вуза на первом этапе Проекта?

В течение этого года ЮУрГУ сделал существенный шаг вперед. Университет повысил позиции в международном рейтинге «QS University Rankings: Развивающаяся Европа и Центральная Азия (EECA)». По данным мирового рейтинга «Webometrics Ranking of World Universities» в 2017 году мы улучшили свои позиции на 213 пунктов, особенно по индикаторам «открытость» и «превосходство», а среди российских вузов сайт ЮУрГУ поднялся с 40-го на 23 место. Кроме того, в рейтинге вузов «Интерфакс» университет вошел в число 22 лучших вузов России, улучшив свои показатели на 16 позиций. Также ЮУрГУ впервые вошел в мировой рейтинг вузов RUR и в ТОП-10 рейтинга изобретательской активности вузов страны Аналитического центра «Эскперт».

Для достижения таких результатов вуз проделал огромную работу. Проведена масштабная трансформация организационной структуры вуза, созданы Наблюдательный и Международный научный советы с участием ведущих мировых ученых, общественных и политических деятелей. ЮУрГУ постоянно привлекает ученых мирового уровня и талантливых молодых специалистов. Была создана двуязычная среда по методике Cambridge University Press, которая легла в основу новой модели англоязычной подготовки для более чем 1500 студентов, преподавателей и сотрудников. Университет имеет более 140 действующих соглашений с иностранными вузами, транснациональными корпорациями и крупнейшими производственными предприятиями из 48 стран мира. Сегодня свыше 2000 иностранных студентов обучаются в ЮУрГУ. Кроме того, в вузе создается инфраструктура для студентов бакалавриата, преуспевающих в учебе и стремящихся максимально реализовать свой интеллектуальный потенциал – зона элитной подготовки. В 2017 году ЮУрГУ вуз вошел в Ассоциацию элитного образования США (International Member of the National Collegiate Honors Council).

Новое поколение студентов в век компьютерных дистанционных технологий наверняка требует адаптации учебных программ к этим условиям?

Верно. В вузе уже 10 лет реализуется программа дистанционной подготовки студентов по системе e-learning при помощи новейших информационных интернет-технологий и мультимедиа. В рамках проекта по разработке и размещению массовых открытых онлайн курсов (MOOC) на русском и английском языках на ведущих российских и международных площадках ЮУрГУ подготовил к разработке 8 курсов. Первая апробация курса «Возобновляемые источники энергетики» состоялась на площадке Лекториума. Всего на портале дистанционного образования ЮУрГУ размещено более 100 различных курсов для школьников, студентов, аспирантов преподавателей и госслужащих. Дистанционное высшее образование ЮУрГУ реализуется по шести популярным направлениям бакалавриата и трем направлениям магистратуры. География удаленного обучения обширна: США, Кипр, Турция, Катар, Монголия, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, Узбекистан, Республика Башкортостан и многие регионы России.

А что касается научной и инновационной деятельности?

В течение прошедшего года в вузе были сформированы восемь международных научных лабораторий под руководством ведущих ученых из Австралии, Великобритании, Германии, Индии, Канады, Мексики, США, Франции.

Отличным примером коллаборации науки и промышленности является совместный проект по аддитивным технологиям, реализованный ЮУрГУ, компанией SMS Group и Национальной инженерной школой Сент-Этьена, с которой у вуза создана совместная лаборатория. Разработки проводились в кооперации с создателями индустрии волоконного лазеростроения в России - компанией «ИРЭ-Полюс». Проект имел научно-исследовательскую, образовательную, инновационную составляющие и был ориентирован на решение задачи по созданию электродвигателя нового поколения для промышленной группы «Конар».

ЮУрГУ способствует росту предпринимательской активности в высокотехнологичных отраслях посредством создания малых инновационных предприятий для устойчивого развития Челябинской области и Уральского региона, а также запуска молодежного бизнес-инкубатора. Всего в вузе за 5 лет создано 68 малых инновационных предприятий.

Но есть ведь и более амбициозные планы по повышению конкурентоспособности вузов в мировом образовательном пространстве?

Есть. Цели довольно амбициозные, но вполне реализуемые. В рамках второго этапа трансформации ЮУрГУ сфокусируется на развитии областей прорыва – исследований, интегрирующих компьютерные науки с инжинирингом, гуманитарными, экономическими науками и проч., что связано с активным внедрением в промышленность Интернета вещей. Для этого в ЮУрГУ 2018 году будут созданы стратегические академические единицы (САЕ) «Умная промышленность» и «Умное образование».

«Умная промышленность» невозможна без применения цифровых технологий, внедрения инновационного производства, использующего методы Big Data (интеллектуального анализа больших данных) для обработки информации, поступающей из сенсорных сетей. Предприятия России и зарубежья в условиях глобальной конкуренции нуждаются в инновационных уникальных решениях для полноценной реализации своего потенциала, предложить которые может на сегодня, пожалуй, только ЮУрГУ, который тесно сотрудничает с мировым лидером по производству сенсорных систем для предприятий «Индустрии 4.0», корпорацией Emerson.

Не менее важна стратегическая академическая единица «Умное образование», которая подразумевает создание открытой образовательной модели, фокусирующейся на индивидуальном развитии каждого студента и предоставляющей наилучшие возможности выпускникам ЮУрГУ. 




    Реклама

    Выставка upakovka расширяет влияние

    Все новые решения для упаковочной отрасли на одной выставочной площадке в Москве 23–26 января 2018 года.


    Реклама