Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Национальные производители теснят глобальные бренды

«Expert Online» 2017
ТАСС Автор: Артем Геодакян

Транснациональные компании теряют позиции не только в Азии, но и в Европе и США. А в Китае популярность западных брендов снизилась вдвое. В России, с точки зрения Bloomberg, эта тенденция пока не так заметка, но в «пищевке» она видна агентству и у нас.

 

Антиглобализация началась

 

Аналитики Unilever NV бьют тревогу: глобальные бренды постепенно теряют инициативу в борьбе с местными производителями на многих фронтах: в Азии, Европе и Америке.

«Потребители меняются и больше не хотят покупать товары глобальных брендов только потому, что они глобальные,- заявил директор Unilever Indonesia Хемант Бакши на конференции «Азия: что готовит будущий год» в Джакарте, организованной агентством Bloomberg. - Времена, когда они смотрели на запад и искали глобальные бренды, ушли в прошлое. Сейчас для них намного важнее, что происходит внутри страны, в их небольшом обществе».

Тенденция переориентации на местных производителей зародилась в Азии, которая всегда рассматривалась западными транснациональными компаниями как легкое средство зарабатывания денег благодаря растущим доходам населения и слабости местных конкурентов. Так, опрос, проведенный в 2011 году China Market Research Group, показал, что 85% жителей КНР предпочитают западные бренды.

Однако с тех пор ситуация сильно изменилась. Только в прошлом году популярность западных брендов в КНР снизилась вдвое. Местные компании расширяют свои доли на рынке за счет глобальных брендов. Их продукция дешевле продукции западных конкурентов, они лучше знают тонкости местного рынка и вкусы потребителей.

 

Смелые эксперименты

 

«Транснациональные компании недооценили местных производителей, - объясняет директор China Market Research Group Шон Рейн. - Местные игроки очень быстро отреагировали на новые тенденции, на которые глобальные бренды не обратили внимание. Речь идет, например, об электронной торговле и популярности здорового образа жизни».

В качестве примеров на конференции в Джакарте, пишет Bloomberg, были приведены рынок кофе в Индонезии и косметики в Китае: Nestle SA явно уступает индонезийским кофейным компаниям, а L’Oreal SA в Поднебесной теснит китайская косметическая фирма Pechoin.

Объем индонезийского рынка кофе оценивается в 1,3 млрд долларов. Индонезийская компания PT Javaprima Abadi производит кофе Luwak с добавлением экскрементов тропических хищников виверр, или циветт. Она смогла увеличить свою долю на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона в 2012-16 гг., по данным исследовательской компании Euromonitor, более чем вдвое — до 33%, в то время как доля Nestle снизилась на 1,4% и сейчас составляет 16%. Не удивительно, что акции продуктового гиганта в прошлом году подешевели, впервые после 2011 года.

Местные кофейные бренды берут верх над западными не только благодаря учету вкусов населения. Немалую роль играет и цена: 540-граммовая банка Nescafe White Coffee стоит 65 тыс. индонезийских рупий (4,8 доллара), а 450-граммовая банка White Koffie – 23 тыс.

Доходы Nestle от Азии, Океании и Африки в 2014-16 гг. снизились на 2% до 14,3 млрд долларов. Для привлечения азиатских потребителей компания выбросила на рынок готовый к употреблению холодный кофе, открыла свои кафе в китайских университетах и предприняла ряд других мер.

 

Покупайте российское!

 

Серьезные проблемы не только у Nestle. По прогнозам специалистов, китайский рынок средств ухода за кожей лица должен вырасти к 2012 году до 34 млрд долларов. Рекордсменом по росту продаж на нем является не продукция западных косметических гигантов типа L’Oreal, а увлажнитель кожи Pechoin, выпускаемый китайской компанией Shanghai Pehchaolin Daily Chemical Co. В немалой степени благодаря покровительству и поддержке супруги китайского президента Пэн Лиюань доля этого продукта на рынке в 2012-16 гг. выросла в 5 раз, а прибыль компании в прошлом году увеличилась до 1 млрд долларов! Рост популярности произошел частично за счет L’Oreal Paris, доля которого за тот же период снизилась примерно на 20%.

«Культура очень важна для брендов,- уверен Яоян Мяо, директор Pechoin.- Мы хотим делать продукцию, которая предназначена для китаянок».

Это, конечно, не значит, что Азия потеряла свою привлекательность для глобальных брендов, но конкуренция со стороны местных производителей усиливается с каждым днем. Многие специалисты считают, что не так уж и далек тот день, когда западные компании потеряют лидерство в регионе.

В России транснациональные компании пока чувствуют себя достаточно уверенно. По данным глобального исследования потребителей к происхождению производителя Nielsen, россияне отдают предпочтение своим производителям пищевых продуктов. 88% респондентов предпочитают российских молочников, 60% - отечественных мороженщиков и 56% - изготовителей минеральной воды.

На конференции в Джакарте Хемант Бакши подчеркнул, что сейчас тенденция распространилась и на западные рынки. Технологии облегчили местным компаниям борьбу с транснациональными конкурентами. Большую помощь местным производителям оказывают соцсети, и это не мудрено. Местную продукцию всегда лучше всего рекламировало сарафанное радио, даже когда самого радио еще не было.




    Реклама

    Solid Edge завоевывает внимание на рынке

    Новые инструменты Solid Edge ST10 выводят конструирование, численное моделирование и технологическую подготовку производства на новый уровень.

    Обновление от Canon – больше функций, меньше стоимость

    В линейке принтеров и МФУ i-SENSYS от Canon продукция для домашних, мелких и средних офисов стала доступнее, а один из лидеров рынка снова удивил новыми функциями


    Реклама