ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Ярмарки нон-стоп

, 2006

Германия сохраняет лидерство в ярмарочном бизнесе со времен Средневековья, однако ошибочно связывать это лишь с богатыми традициями. На каждом историческом этапе для сохранения конкурентных преимуществ требовался пересмотр принципов функционирования ярмарок

В ФРГ ежегодно проводится более 140 международных ярмарок — это почти две трети от всех подобных мероприятий в мире. Практически каждый крупный город страны имеет мощные выставочные центры, а иностранцы все чаще принимают участие в работе даже локальных ярмарок.

Многие пытаются объяснить это сильными традициями. Это верно только отчасти. Куда важнее тот выверенный подход к делу, который немцы демонстрировали в этой сфере в каждую конкретную эпоху.

В Средние века задача ярмарки состояла в обеспечении товарообмена, и это повышало привлекательность Германии, расположенной на пересечении европейских торговых путей. Индустриализация вызвала рост масштабов производства, и основной функцией ярмарок стала демонстрация образцов продукции. В XIX веке роль транспортно-географического фактора снизилась, однако Германия компенсировала это активным участием во внешнеэкономических связях, что вновь привлекло иностранцев. Около 200 лет назад появились выставки, разовые и непродолжительные мероприятия, проведение которых в Германской империи долгое время стимулировала сильная политическая составляющая. В 30-е годы прошлого столетия роль Германии в ярмарочном бизнесе ослабела из-за сворачивания рыночных отношений при национал-социалистах: все ограничивалось единичными выставками для демонстрации успехов Третьего рейха.

После Второй мировой войны развитие ярмарок в ФРГ поддерживалось государством, их деятельность координировалась через специально созданные союзы. В Западной Германии уже к 1950 году по сравнению с 1930-м заметно расширились выставочные площади, были восстановлены или созданы новые ярмарки во многих городах, а к 1980-м число ярмарочных центров превысило сотню, при этом около двадцати получили мировое признание.

В 50–70-е годы в ФРГ проводились универсальные выставки-ярмарки. Они возникали на фоне быстро растущей западногерманской экономики и создания Общего рынка. Участники этих ярмарок несли небольшие издержки и имели широкие возможности для получения информации и налаживания контактов с европейскими партнерами.

Развитие мировых хозяйственных связей обострило конкуренцию со стороны как развитых, так и крупных развивающихся стран, стремившихся стимулировать экономический рост с помощью универсальных ярмарок-выставок. Первой группе стран ФРГ проигрывала в авторитетности многих мероприятий, второй — в уровне издержек по участию. Выход был найден в трансформации универсальных ярмарок в специализированные по отраслям.

Проблема авторитетности специализированных выставок-ярмарок решалась за счет их проведения в городах с торговыми традициями и промышленным производством мировой известности. При этом возможность налаживания контактов с ведущими производителями в своей отрасли отодвигала высокие издержки на второй план. Ярмарки обуви в Пирмазенсе, игрушек в Нюрнберге и кожаных изделий в Оффенбахе стали пионерами, тогда как традиционные центры проведения универсальных ярмарок (Ганновер, Франкфурт и др.) шли к специализации постепенно, путем разнесения отраслевых выставок по времени. С середины 90-х годов универсальные регулярные ярмарки в Германии не проводятся. На территории бывшей ГДР взамен одной универсальной Лейпцигской ярмарки организованы специализированные ярмарки в каждой земле.

В последнее время темпы роста ярмарочного бизнеса в ФРГ сильно замедлились. В то же время развитие внешнеэкономических связей ведет к интернационализации ярмарок: в 2005 году удельный вес иностранцев среди посетителей крупных ярмарок в ФРГ превысил 22%, а доля иностранных участников достигла рекордных 53%.

Глобализация экономики привела к необходимости проведения значительного числа ярмарок за пределами Европы (и даже преобладание специализированных ярмарок не снижает конкурентного давления на Германию). Выход организаторами проводимых в ФРГ ярмарок и выставок был найден в осуществлении заграничных инвестиций. Так, Deutsche Messe, владелец выставочных площадей в Ганновере, не стала дожидаться, пока нишу займут конкуренты, и с конца 90-х годов начала проводить ярмарки CeBIT в Стамбуле, а затем в Шанхае, Сиднее и Сан-Диего (США). Свои зарубежные филиалы создали и другие владельцы выставочных площадей в ФРГ. Более остальных инвестиционная деятельность развита у фирмы Messe Frankfurt, при участии которой ярмарки проходят и в России, в частности Heimtextil и Ambiente, а также Interstoff, Auto+Automechanika.

Говоря о значении международных выставок-ярмарок, в Германии отмечают, что это не просто бизнес. Во-первых, они способствуют научно-техническому прогрессу и расширению внешнеэкономических связей страны за счет обмена знаниями и развития контактов между предпринимателями. Во-вторых, в целом укрепляются позиции германских фирм в мире. Очевидно, в этой связи опыт ФРГ было бы полезно изучать и в России, которая, впрочем, и сама занимает неплохие позиции в ярмарочном бизнесе.

«Обзоры стран» №4 (9)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама