ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Путь к чуду. Экономическому

2006

Гибкая и дифференцированная налоговая политика остается важнейшим рычагом регулирования экономического и социального развития Японии

Кабинет министров Японии полон оптимизма: его члены уверены, что нынешний экономический подъем, длящийся уже 57 месяцев, станет самым длительным за послевоенный период, превзойдя рекордный 58-месячный подъем второй половины 60-х.

Такой рост означает и увеличение налоговых поступлений: ожидается, что в 2006/07 финансовом году они впервые за семь лет превысят 50 трлн иен (423,7 млрд долларов). И министр финансов уже высказался за снижение выпуска гособлигаций (по прогнозам, на конец текущего финансового года — к 30 марта 2007-го — государственный долг Японии на 50% превысит ВВП, что намного больше, чем в любой развитой стране). Однако в целом администрация Синдзо Абэ ратует за поддержание экономического роста и хочет снизить налоги на прибыль корпораций. Так или иначе, но налоговая реформа будет в центре экономической политики нового премьера.

Благо корпораций — благо страны?

Выступая на заседании налоговой комиссии, начавшей в ноябре ежегодное обсуждение по налоговым поправкам на будущий финансовый год, который начнется 1 апреля, премьер-министр Абэ поставил задачу пересмотреть налоговую систему с точки зрения и макро-, и микроэкономических перспектив. При этом подчеркнул, что следует проанализировать, как налоги будут влиять на экономические условия и состояние бюджета страны, а также компаний и семей.

Современная налоговая система Японии формировалась во время послевоенной американской оккупации. В основе проведенной в 1950 году реформы лежала концепция «справедливого налогообложения» американского профессора Шоупа, согласно которой налогоплательщики, имеющие примерно равные совокупные доходы независимо от источников и их числа, а также от того, постоянны ли доходы, должны вносить примерно одинаковый вклад в госбюджет.

Однако в Японии такая система не прижилась, и уже в 50-х она была основательно переработана, поскольку правительство посчитало, что жизненно важные цели экономической политики имеют приоритет над общими принципами налогообложения. Стремясь как можно быстрее восстановить экономику, власти сделали ставку на стимулирование роста в частном секторе, и именно налоговому механизму была отведена ключевая роль. В результате этого распространение получила практика ежегодного снижения налогов и предоставления широких налоговых льгот, которые, меняясь в соответствии со стратегическими целями экономического развития, сыграли важную роль в достижении Японией поистине выдающихся экономических результатов в короткие сроки.

В отличие от других стран Япония не пошла по пути использования огромного прироста налоговых поступлений (вследствие ускоренного экономического роста) для расширения госсектора, а, наоборот, сдерживала темпы роста государственных расходов относительно темпов роста экономики в целом. Это и создало условия для уникальной практики ежегодного сокращения налогов, причем как для индивидуальных налогоплательщиков, так и для корпораций. К примеру, в 1960 году было признано целесообразным, чтобы налоговое бремя составляло не более 20% национального дохода, а в случае увеличения дохода вследствие более высокого, чем предполагалось, экономического роста предусматривалось частичное снижение налогов.

По осторожным оценкам правительства, поступления от налогов на прибыль корпораций в 2006/07 финансовом году могут превысить 13 трлн иен, а это значит, что впервые за 18 лет они превзойдут объем индивидуальных подоходных налогов, оцениваемых в 12,8 трлн. В случае существенного увеличения налоговых поступлений от прибыли корпораций их доля в общих налоговых сборах центрального и местных правительств достигнет 25% (по сравнению с 10% в США и многих европейских странах). В связи с этим бизнес усиливает давление на правительство, добиваясь снижения ставки налога на прибыль. Эффективная налоговая ставка на прибыль корпораций (суммарная доля государственных и местных налогов) в Японии составляет 40%, что немногим больше, чем в США, но значительно выше, чем во Франции (33,3%) и Великобритании (30%). В азиатских государствах она и того ниже — менее 30%. С одной стороны, это может спровоцировать утечку японских капиталов за рубеж, с другой — сдерживает принятую в 2003 году программу «Инвестируй в Японии» (сегодня доля иностранных инвестиций в ВВП этой страны составляет всего 2%, в то время как во Франции 26%, в Великобритании — 33%).

Поэтому японский премьер-министр уже заявил, что правительство рассмотрит вопрос о снижении налогового бремени компаний, дабы повысить их международную конкурентоспособность, и подчеркнул важность стимулирования экономического роста для восстановления «финансового здоровья нации».

В ожидании новаций

В отличие от кабинета Дзюнъитиро Коидзуми, главное внимание уделявшего консолидации бюджета и проведению структурных реформ, администрация Абэ отдает приоритет экономическому росту. Этим объясняется то, что он предпочитает естественное увеличение налоговых поступлений на базе роста экономики, а не повышение налогов ради сокращения бюджетного дефицита.

В этой же связи ожидается, что правительство предпримет и такие шаги, как пересмотр правил расчета амортизации оборудования и других основных средств производства. Действующая в Японии система амортизационных отчислений мало изменилась с 60-х годов и попросту устарела. Например, период амортизации оборудования для производства жидкокристаллических панелей и полупроводников составляет от восьми до десяти лет, тогда как в других азиатских странах это не более пяти лет, что соответствует их реальному сроку службы. Снижение налогов корпораций должно способствовать увеличению инвестиций, а это в свою очередь приведет к технологическим новациям, повлечет рост производительности и занятости, что и является ключевыми факторами экономического роста.

Кроме того, правительство Абэ намерено снизить налоговые ставки для фирм, причастных к государственной программе по поддержке людей, которым необходим второй шанс, чтобы встать на ноги. Политику «второго шанса» Абэ предложил весной 2006 года (еще будучи генеральным секретарем кабинета министров) в ответ на резкую критику по поводу усиливающейся дифференциации доходов в Японии, которая происходит в основном из-за увеличения временного найма и старения рабочей силы. В результате степень неравенства доходов (как и сравнительная бедность работоспособного населения) в Японии стала выше, чем в среднем по странам ОЭСР.

Полуреформы

Налоговая система Японии с самого начала была выстроена с упором на прямое налогообложение, и доля поступлений от подоходных налогов в госбюджете к середине 70-х достигла 72%. Только в 1989 году в стране впервые был введен широкомасштабный косвенный налог, одна из разновидностей налога на добавленную стоимость, — потребительский. Первоначально он составлял 3%, а в 1997-м был увеличен до 5-процентного. Новое повышение потребительского налога считается в Японии неизбежным по двум причинам: из-за астрономической величины госдолга и быстрого роста расходов на социальное обеспечение в связи с активным старением нации (доля лиц старше 65 лет уже превысила 20%). Вопрос лишь в том, когда и на сколько его повысят. Бывший премьер-министр Коидзуми заявлял, что до его ухода с поста никаких изменений здесь не будет. Новый кабинет во главе с Синдзо Абэ тоже отложил обсуждение налоговой реформы до второй половины 2007 года, мотивируя это тем, что рыночные силы сами исправят ситуацию. Однако многие убеждены, что главная причина отсрочки непопулярного решения — намеченные на июль 2007 года выборы в верхнюю палату японского парламента.

По оценке только что ушедшего с поста председателя налоговой комиссии — совещательного органа при премьер-министре — Хиромицу Иси, в целом проведенные в 80-е и 90-е годы налоговые реформы нельзя считать удовлетворительными. Некоторые из необходимых мер были реализованы лишь частично, а другие «тактически обойдены в связи с опасениями правительства и Либерально-демократической партии по поводу возможных политических последствий». В частных беседах с автором этих строк профессор Иси подчеркивал необходимость расширения налогооблагаемой базы.

Налоговые комиксы

Что бы ни происходило в Японии в области налогов, очевидны две вещи: во-первых, в этой стране проводится гибкая, дифференцированная налоговая политика; во-вторых, она всегда в центре внимания, причем как правительства, так и населения. К примеру, издается множество книг и брошюр, где в популярной форме (даже в виде комиксов) подробно раскрываются вопросы налогообложения. В итоге люди понимают, на что идут уплачиваемые ими налоги, имеют достаточно высокий уровень сознательности и экономических знаний.

По данным опроса, проведенного газетой «Нихон Кэйдзай Симбун» в начале 2006 года, 44% японцев толерантно относятся к повышению потребительского налога, а 46% — против этой меры. При этом более половины лиц, с пониманием относящихся к повышению налога, считают приемлемым его уровень в 10%, а почти четверть — в 8%.

Тем не менее назначение в октябре этого года профессора Осакского университета Масааки Хомма новым главой налоговой комиссии означает, что правительство будет снижать налоговую нагрузку корпораций, а также то, что самая существенная часть реформы — повышение потребительского налога — откладывается.

В опубликованной в июне «Новой стратегии экономического роста» ставится задача создать «сильную экономику», обладающую международной конкурентоспособностью, предоставляющую своим гражданам высокие доходы. Похоже, власти хотят в модифицированном виде повторить экономическое чудо 60-х.

«Обзоры стран» №8 (13)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама