ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Зри в будущее

2006

Став первой японской компанией и одним из крупнейших иностранных инвесторов, JT International не только вошла в тройку лидеров российской табачной промышленности, но и упрочила свое положение на мировом рынке

Выбор, осваивать или нет огромный потенциал российского рынка, для табачной империи, известной ныне как JT International (JTI) не стоял. Доля России в общем объеме производства корпорации уже сегодня составляет около 25%, что несоизмеримо с другими странами, где работает компания. Более того, успешный пример JTI побудил и других японских производителей посмотреть на Россию другими глазами. За последние два года интерес традиционно осторожных японских компаний к российскому рынку значительно вырос. Так, автомобильный гигант Toyota уже приступил к строительству нового завода в Санкт-Петербурге, за ней подтянулась логистическая компания Daifuku, активно заговорила о своих планах в России и даже подписала предварительные соглашения Nissan.

Дела фабричные

Ключевым направлением деятельности в России для JTI, входящей в состав группы компаний Japan Tobacco, стало создание ультрасовременного промышленного комплекса, включающего в себя уже три предприятия, продукция которых поставляется не только на отечественный рынок, но и за рубеж. Так, «Дж.Т.И. Елец» — единственная в СНГ фабрика по выпуску восстановленного табака, необходимого для снижения уровня смол и никотина в сигаретах. Модернизация, осуществленная японцами в ее цехах, позволила добиться исключительных стандартов качества и поставлять табак не только фабрикам JTI в странах СНГ, но и по всему миру. Еще один объект — фабрика «Крес Нева» в Ленинградской области, обошедшаяся JTI в 14 млн долларов. Ее специализация — выпуск взорванной табачной жилки, одного из важнейших компонентов сигаретной начинки.

Главный же проект — фабрика «Петро» в Санкт-Петербурге, ставшая крупнейшим табачным предприятием JTI в мире. В 2005 году в ее стенах было изготовлено 62 млрд сигарет, которые помимо России поставляются еще более чем в десяток государств. На строительство и оснащение этого производственного комплекса компания потратила свыше 400 млн долларов. В результате вместо пусть и именитой, но во всех отношениях устаревшей табачной фабрики имени Урицкого (выкупленной иностранцами в 1992 году) на побережье Финского залива появилось мощное, высокотехнологичное производство с полным циклом: от переработки сырья до упаковки готового продукта. Именно на этом предприятии впервые в России была внедрена новейшая технология выпуска табачных изделий, от которой просто невозможны отклонения — круглосуточным процессом управляют исключительно компьютеры. Соответственно, отлажен и многоуровневый контроль качества: через каждые 20 минут производится операторская проверка, каждый час — лабораторные тесты.

В результате JTI решила одну из своих стратегических задач: непосредственно в России был налажен выпуск нескольких престижных международных марок сигарет — Camel, Winston, Salem, чуть позже — Mild Seven, More, полностью соответствующих западным аналогам. «За счет этого мы смогли существенно уменьшить всевозможные непроизводственные издержки и предложить нашим соотечественникам сигареты мировых брендов по вполне приемлемой цене, — говорит директор по корпоративным вопросам JTI в России Вадим Боцан-Харченко. — А уж потребители быстро разобрались в том, что подходит им лучше всего по соотношению вкуса, качества и цены. Судите сами: сигареты Winston сегодня абсолютный лидер продаж на табачном рынке страны, их доля 8,2 процента, что почти на три процента превосходит показатель ближайшего конкурента».

Впрочем, параллельно развивалось и другое направление — сохранение и развитие местных марок, а также разработка и создание новых отечественных продуктов. Под первую часть этой программы попали марки, выпускавшиеся ранее на фабрике Урицкого: сигареты «Прима», папиросы «Беломорканал».

Что касается новинок, то уже в 1995 году компания вывела на рынок сигареты «Петр I», которые, по сути, стали первой российской маркой международного стандарта качества (в частности, впервые на отечественных сигаретах появились фильтры международного класса). В тот момент в этом сегменте присутствовали только импортные, весьма недешевые бренды, как вдруг появился полноценный конкурент, доступный массовому потребителю. Эксперты вспоминают, что «Петр I» попросту взорвал рынок: дистрибуторы чуть ли не в драку шли, лишь бы получить на него контракты. Оценив этот ход JTI, другие международные производители тоже начали создавать специально для России национальные марки сигарет.

Дымные инновации

Успех «Петра I» показал, что JTI выбрала верную стратегию, после чего было принято решение запустить новый продукт, но уже в более высоком, дорогом сегменте. Так на рынке появились сигареты «Русский стиль» — первая и до сих пор единственная отечественная марка международного класса «премиум». Она же первой из российских табачных марок весной 2006-го была удостоена и титула «Официальный поставщик Московского Кремля», что, кстати, подразумевает не только чрезвычайно жесткий отбор Гильдии поставщиков Кремля, но и тщательную экспертизу в специальных лабораториях (впрочем, как и безупречную деловую и общественную репутацию производителя).

Чтобы взойти на такой уровень, продукт действительно должен быть отменным. В свою очередь качество базируется на использовании лучших технологий и сырья. Так, приобретя право на выпуск и продажу брендов Camel и Winston за пределами США, JT International постоянно совершенствует эти легендарные продукты. Тут и использование различных ароматических добавок, и снижение уровня смолы и никотина, и применение наиболее современных сортов бумаги и фильтров, которые обеспечивают легкость затяжки и оптимальную скорость горения сигареты (кстати, сигаретная бумага влияет и на тот объем веществ, что попадает в легкие курильщика: чем более она воздухопроницаема, тем меньше смол вдыхается при затяжках).

Весь спектр инноваций японская компания использует и в своих новых разработках. К примеру, в 2005 году на фабрике «Петро» было освоено производство супертонких сигарет Epique. Уже этой осенью в России начались полномасштабные продажи сигарет Lucia, при производстве которых на фабрике Hamamatsu в Японии применяется уникальная технология Less Smoke Smell (LSS). В ее основе особая сигаретная бумага с содержанием специального аромата, а главная фишка состоит в том, что эти сигареты оставляют меньше табачного запаха в окружающем пространстве, на одежде и волосах людей, сохраняя при этом вкус качественного табака. Создание LSS стало ответом компании на пожелания потребителей, которые в ходе массового опроса сказали, что запах табачного дыма создает дискомфорт.

Тактики и стратегии

Бизнес JTI в России строится на том, что компания старается иметь сильные позиции во всех ценовых сегментах. «Наш портфель марок должен быть как можно более объемным, так, чтобы ассортимент отвечал вкусу и кошельку каждого потребителя, — поясняет глава российского подразделения JTI Кевин Томлинсон. — Это позволит быстро реагировать на любые изменения в рыночной конъюнктуре. В принципе оптимальный баланс уже практически найден: компания опирается на целый ряд марок. Среди них как уже популярные Winston, More или “Петр I”, так и быстрорастущие “Русский стиль”, Mild Seven, Wings by Winston. Благодаря этому сейчас каждая пятая купленная в России пачка сигарет — наша. Следующий шаг — рост доли престижных сигарет, тех, что обеспечивают наибольшую рентабельность. Кроме того, число таких разборчивых курильщиков растет. Именно поэтому мы активно продвигаем новые престижные марки Epique и Lucia, вероятно, будем запускать и другие бренды».

Стратегическая цель JTI — стать игроком номер один на российском рынке табака. Уже сегодня она одна из самых быстрорастущих компаний. «Все это позитивно отражается и в целом на российской экономике, — считает Вадим Боцан-Харченко. — К примеру, на наших фабриках трудится более двух тысяч человек, это значит, что у смежников появилось в двадцать раз больше новых рабочих мест. А наши налоговые отчисления в бюджет страны уже насчитывают полтора миллиарда долларов».

Кадровый пасьянс

Динамичное развитие компании ее менеджмент объясняет рядом факторов: мощными инвестициями, наличием солидного портфеля брендов (в целом он включает в себя уже более 20 марок сигарет и папирос), а также профессионализмом команды, к которой здесь относят всех работников без исключения (их в российской JTI около 3,5 тыс. человек).

Соответственно, в компании стремятся максимально мотивировать своих сотрудников. Здесь действует четкая шкала ставок по зарплате, стимулирующая каждого работника к движению вверх. Прозрачна и система премий и доплат — за выполнение плана, за рацпредложения. В социальный пакет фабрики «Петро», к примеру, входит компенсация обедов и проезда, бесплатное медицинское обследование и лечение (в том числе в стоматологии), летний лагерь для детей, подарки к праздникам.

Вместе с тем растущий бизнес заставляет постоянно привлекать новых людей. В российской JTI идут двумя путями. Первый — поиск профессионалов через кадровые агентства. Второй — взращивание молодых перспективных специалистов у себя. Для этого компания взаимодействует с двумя вузами: Кубанским госуниверситетом и Санкт-Петербургским университетом экономики и финансов. В партнерстве с ними реализуется программа стажировок примерно для дюжины студентов старших курсов, которые включаются в работу предприятий и осваивают специфику деятельности глобальной корпорации. Как правило, по итогам такой «практики» не менее половины группы остается в JTI.

Еще одна программа стажировок — «Расправь крылья» — запущена для молодых специалистов. Ее цель — выявить наиболее талантливых, креативных и амбициозных сотрудников, чьи способности могут быть востребованы в рамках всей JT International. По сути, это шанс сделать успешную международную карьеру, и, по словам менеджера отдела персонала компании Филиппа Рыбакова, таких примеров здесь уже достаточно много.

Полтора века на российском рынке

Производственный комплекс «Петро» — крупнейшее табачное предприятие в мировой структуре компании JTI — уходит корнями в середину XIX века. В 1852 году в Санкт-Петербурге голландский барон де Вальбелл открыл табачное производство. Вскоре у него появилось два партнера — русский и немецкий купцы, в результате чего образовалось товарищество «Лафермъ — Фабрика Табаку, Папиросъ и Сигаръ». Уже через 15 лет его продукция завоевала первый приз на Всемирной выставке в Париже, а в 1889-м предприятие добилось высочайшего в России титула «Поставщика Двора Его Императорского Величества». С каждым годом дело расширялось, и в начале ХХ века «Лафермъ» стал самым крупным производителем табачной продукции в Европе.

После революции 1917 года предприятие национализировали. Соответственно, изменилось и название: поначалу это была 1-я Народная табачная фабрика, затем — Табачная фабрика имени Урицкого. Под такой вывеской она и проработала почти до конца столетия, пока в 1992 году ее не приобрели иностранные инвесторы, давшие предприятию новое название — «Петро». Этот момент стал поворотным: получив фабрику в собственность, компания JT International, по сути, создала новое предприятие. Свернув производство в центре Питера — на Васильевском острове, новые владельцы фабрики возвели цеха на одной из окраин города. Теперь там производятся как крупнейшие международные марки сигарет — Camel, Salem, Winston, Mild Seven, More, Epique, так и новые, российские — «Петр I», «Русский стиль». Показательно, что спустя почти 120 лет это предприятие вновь добилось права носить наиболее престижный отечественный титул: марка «Русский стиль» с нынешнего года имеет статус «Официального поставщика Московского Кремля».

Это позитивно влияет и на весь международный бизнес JTI, входящей в состав третьего по величине производителя табачных изделий в мире — корпорацию Japan Tobacco. Штаб-квартира JTI расположена в Женеве, региональные офисы и предприятия — более чем в 40 странах мира, а торговая деятельность компании распространяется на 120 государств. Общий штат сотрудников — около 11 тыс. человек.

Легенды о легендах

Глобальный портфель брендов JTI базируется на ряде культовых марок сигарет. Прежде всего это американские Camel и Winston, у каждой из которых своя нетривиальная история.

Camel появился в 1913 году, когда Ричард Джошуа Рейнольдс на своей фабрике в городке Винстон (штат Северная Каролина) перешел с производства табака на выпуск сигарет. Среди первых четырех брендов был и Camel — сигареты с восточной привлекательностью, но типичным американским вкусом. Настолько американским, что производитель даже получил подряд на поставку этих сигарет в армию США во время Первой мировой войны. Любопытно, что поначалу долго не могли решить, сколько горбов должно быть у верблюда на пачке — один или два, пока все же не выбрали первый вариант. Верблюд остался неизменным, а вот рекламный образ мужчины с сигаретами Camel на протяжении эпох менялся. Вначале это был грубоватый парень со шляпой набок, который после 20-х превратился в элегантного и успешного эстета (есть версия, что этот образ подкупил и президента Франклина Д. Рузвельта, который никогда не изменял Camel). В 80-х у марки появился новый герой — небритый мужчина-путешественник, благодаря которому с Camel начали ассоциироваться самые красивые и интригующие уголки планеты. В 2002 году был осуществлен глобальный перезапуск марки: инновации коснулись всех компонентов сигарет: табачного листа, мешки, ароматических добавок, бумаги, фильтров и, конечно же, дизайна пачки. Сегодня Camel продается более чем в 100 странах мира.

Своя история и у Winston. Более полувека назад — в 1954-м — под этой маркой появились первые серийно выпускаемые американские сигареты с фильтром. Для их создания протестировали свыше 250 видов специально разработанных сигарет, крепость которых подбиралась так, чтобы фильтр не вызывал ощущения «слабости» табака. В основу мешки этих сигарет легла на редкость вкусная смесь из табаков сорта берлей, темных восточных и светлых вирджинских сортов. Впрочем, неповторимый вкус Winston придают и современные фильтрационные технологии, благодаря которым в конце прошлого века линейку бренда пополнили и более легкие варианты сигарет. Всемирное признание Winston подтверждено тем, что марка востребована на 60 рынках мира, из которых ключевой — Россия: в нашей стране эти сигареты являются единоличным лидером продаж среди всех табачных изделий.

«Обзоры стран» №8 (13)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама