«Россия — наш стратегический рынок»

Москва, 11.06.2007
«Обзоры стран» №3 (17)
Председатель правления Swedbank Марис Манчинскис делится своими мыслями о том, как можно завоевать авторитет и доверие в российской финансовой сфере

Совместный проект журнала «Эксперт» и Swedbank

Процессы, в течение последнего года происходящие в российском банковском секторе, не оставляют сомнений: кредитный рынок переживает качественные изменения. Это подтверждает резко возросший интерес иностранных игроков: после покупки австрийским Reiffeisen Bank Импэксбанка западные кредитные организации все активнее занимают место на внутреннем рынке. Из последних сделок по поглощению — рекордная по цене апрельская покупка бельгийским банком KBC Абсолют-банка. Однако кроме покупок иностранные игроки используют и другую стратегию — планомерного выстраивания бизнеса и самостоятельного развития филиальной сети. В частности, именно так планирует развивать свое российское представительство шведская Swedbank Group.

— Господин Манчинскис, буквально месяц назад ваш банк провел ребрендинг: сменил прежнее название Hansabank на Swedbank. С чем это связано?

— Действительно, два года назад мы появились в России под брендом Hansabank. Мы начинали с кредитования корпоративных клиентов, прежде всего представителей крупного и среднего бизнеса, но сегодня наша политика меняется, и вместе с ней изменился и бренд. Новое название призвано подчеркнуть, что наш банк входит в состав единой финансовой организации и работает в соответствии с высокими стандартами сервиса всей банковской группы Swedbank. Такое объединение всех организаций, входящих в Swedbank, под общей торговой маркой в первую очередь будет полезно клиентам, поможет им узнавать офисы нашей группы, где бы они ни находились. Могу добавить, что сама группа Swedbank еще весной 2006 года объявила о намерении объединить свои банки под одной торговой маркой. И у нас есть основания полагать, что в России торговая марка Swedbank будет очень хорошо принята клиентами.

— Какую роль вы отводите российскому рынку?

— Чтобы наш бизнес был конкурентоспособным, нам необходимо все время расти. Именно поэтому для всей группы Swedbank Россия сегодня является стратегически важной страной — в силу огромного потенциала ее финансового рынка. За 2006 год объем выданных населению кредитов вырос на 75 процентов, по данным ЦБ, к апрелю 2007 года он уже достиг 2 триллионов долларов. Это очень значительный темп роста, притом что рынок банковских услуг в России еще весьма далеко до насыщения.

— Как будет строиться стратегия развития Swedbank в России?

— Мы приняли решение развивать Swedbank в России как универсальный банк, работающий как с корпоративными, так и с частными клиентами. Текущий год станет для нас поворотным: кроме серьезного расширения кредитования предприятий мы в этом году начинаем экспансию на российский розничный рынок, а также станем предоставлять услуги малому бизнесу. Наши услуги будут особенно интересны компаниям, которые имеют торговые связи с Балтикой и Скандинавией, — им мы предлагаем целый комплекс решений, поддерживающих их финансовые взаимоотношения с партнерами, используя возможности Swedbank Group. А для частных клиентов с доходами высокими и выше среднего мы подготовили программы индивидуального банковского обслуживания. В течение трех-пяти лет на российском банковском рынке мы планируем войти в число крупных игроков, предлагающих полный комплекс банковских продуктов. За этот же период мы должны сформировать основную часть клиентской базы, под которую создадим качественную систему обслуживания. А на более отдаленную перспективу наша задача — войти в число лидеров банковского бизнеса в России.

— Большую часть кредитного портфеля Swedbank Group составляют ипотечные кредиты. В России вы тоже сделаете упор на ипотеку?

— Да, мы уже начали предлагать ипотечные кредиты на приобретение недвижимости на вторичном рынке жилья, а также на ремонт, обустройство и покупку недвижимости под залог существующей жилой недвижимости. В настоящее время мы предлагаем оптимальный срок кредитования, отвечающий требованиям клиентов, — до 25 лет. В дальнейшем он может быть увеличен, если этого будет требовать рынок. Также в 2007 году мы планируем запустить программы автокредитования и потребительского кредитования.

— У крупнейших розничных игроков на российском рынке серьезное количество филиалов — без этого охватить массовых клиентов практически невозможно. Как вы будете решать проблему доступности — ведь сегодня у Swedbank в России всего три филиала?

— В ближайшие два года мы как раз займемся расширением филиальной сети, сосредоточившись на традиционных для бизнеса Swedbank регионах: Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде. В 2007–2008 годах будет открыто 15 филиалов и 50 банкоматов. А к 2011 году число наших офисов превысит сто, а банкоматов — триста.

— Тем не менее конкуренция на российском рынке постоянно ужесточается. За счет чего вы собираетесь выйти в лидеры?

— Практически все банки Swedbank Group объединяет крайне важное качество: максимальная простота и доступность банковских услуг. При этом мы абсолютно уверены, что банк шведского происхождения вполне может успешно адаптировать свои технологии к российским реалиям и потребностям. Фактически мы предложим российским клиентам новый тип банковского обслуживания, которого здесь до сих пор не было. Это должно обеспечить нам статус лидера по уровню обслуживания, как мы надеемся, на долгие годы. Наши принципы в отношении работы с клиентами — это прежде всего доступность, простота и инициативность; а наш сервис — профессиональный и предупредительный. Так, чтобы сделать обслуживание максимально комфортным, мы уже ввели в действие принцип одного окна.

У партнеров

    «Обзоры стран»
    №3 (17) 11 июня 2007
    N03 (17) 11 июня
    Содержание:
    «Россия — наш стратегический рынок»

    Председатель правления Swedbank Марис Манчинскис делится своими мыслями о том, как можно завоевать авторитет и доверие в российской финансовой сфере

    Реклама