ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

В Россию — без спешки

, 2007

Франция занимает четвертое место в мире по экспорту прямых иностранных инвестиций (ПИИ), уступая только США, Великобритании и ФРГ. К концу 2005 года французские ПИИ достигли 853 млрд долларов. Однако на Россию приходится лишь немногим более 1 млрд, в результате чего роль французских фирм в России пока невелика

Совместный проект журнала «Эксперт» и BSGV

В экономике Российской империи французский капитал, как известно, играл немаловажную роль, однако в основном инвестиции были в виде займов и портфельных вложений. В Советском Союзе представительство французского бизнеса было сведено к минимуму. Даже когда стал облегчаться доступ инофирм в советскую экономику, среди пионеров инвестирования оказалось не так уж много французских компаний. Например, из более чем 200 предприятий с иностранным капиталом, зарегистрированных в РСФСР к весне 1989 года, с французским участием был лишь десяток, так что Франция уступала многим европейским странам. Более того, французские предприятия концентрировались в основном в столице, тогда как западногерманские, итальянские и финские фирмы стремились освоить значительное число регионов.

Неторопливый старт

К моменту кризиса 1998 года по числу предприятий в России Франция вообще не входила в десятку лидеров. Около 70% из двух сотен предприятий с французским капиталом размещалось в Москве и Подмосковье, а в целом инвесторы из Франции были представлены в наименьшем числе субъектов федерации среди всех основных европейских стран-инвесторов. Такая картина распределения ПИИ свидетельствует, что французские инвесторы воспринимали Россию 90-х годов как отдаленную страну с не самым привлекательным рынком сбыта.

Основная часть французских ПИИ сосредоточена в ЕС (преимущественно в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, ФРГ, Италии и Испании), Швейцарии и США. Французские фирмы привлекают емкие рынки сбыта этих стран, а в случае с маленькими соседями, Бельгией и Швейцарией, серьезное влияние на приток ПИИ оказывает общность языка. Все более важным фактором становится возможность усиления потенциала французских фирм с помощью слияний и поглощений в других развитых государствах. Ключевую роль играет и развитие европейской интеграции, которое привело к свободному движению капитала между Францией и ее соседями. В течение 70–90-х годов доля стран ЕС в накопленной сумме французских ПИИ стремительно росла. В итоге они оставили далеко позади традиционных получателей французского капитала — бывшие колонии в Африке.

Что касается Восточной Европы, то до конца 90-х годов французские инвесторы рассматривали весь регион как далекие рынки. Менять свое отношение к постсоциалистическим странам они начали только с расширением ЕС на Восток. Основным реципиентом французских ПИИ стала Польша. В России же инвесторы активизировались лишь недавно.

В настоящее время в России действует свыше 800 французских фирм, многие из которых не ограничились открытием представительств, а создали совместные предприятия (СП), основали дочерние компании. Французский капитал представлен в самых разных сферах российской экономики — от добычи природных ресурсов до передовых отраслей машиностроения и современных направлений сферы услуг.

Смена лидера прямого инвестирования

Ведущим французским инвестором в России до недавних пор считалась топливная компания Total. В 1995 году она приступила к освоению нефтяного месторождения Харьяга совместно с Norsk Hydro и Ненецкой нефтяной компанией. Доля Total в проекте, разрабатываемом на основе СРП, составила 50%, и фирма выступила в роли оператора. Общий объем ПИИ предполагался на уровне 2 млрд долларов, причем несколько сотен миллионов уже вложены.

В начале 2000-х Total попыталась расширить присутствие в нефтегазовом секторе России. Компания вела переговоры об участии в разработке Ванкорского месторождения и в работах на шельфе Черного моря, включилась в конкурс на участие в разработке Штокмановского месторождения. Однако за прошедшие годы отношение к иностранным топливным компаниям в России изменилось — у отечественных фирм появились возможности инвестировать в добычу сырья самостоятельно, а проводимая в 90-е годы политика стала расцениваться как неверная.

В итоге, как и у других зарубежных операторов, у Total возникли сложности. В новых нефтяных проектах сменился ее партнер — Anglo-Siberian Oil Company и ЮКОС были заменены государственной «Роснефтью», переговоры с которой закончились неудачно. К разработке Штокмана иностранцы также пока не допущены, но уже «Газпромом». Наконец, у французов начались проблемы в харьягинском проекте. По итогам проведенных разными ведомствами проверок Total обвинили в серьезном нарушении условий СРП. Отмечается, что фирма проводит бурение недостаточного количества скважин и в результате объемы добычи нефти в 2006 году оказались в 3,5 раза ниже проектного уровня. Кроме того, представляемые в отчетах российской стороне инвестиции считаются необоснованно завышенными.

Хотя в начале 2007 года Total учла ряд претензий, почти неизбежным стало вхождение в проект крупной российской фирмы — вероятнее всего «ЛУКойла», который уже владеет опционом на 20% акций. В результате в ближайшие годы активность Total в России явно снизится. Однако ее неудачи слабо отражаются на динамике французских ПИИ. Продолжающаяся диверсификация французского бизнеса в обрабатывающей промышленности и сфере услуг способствует качественному изменению структуры капиталовложений в России без сокращения их масштабов.

Диверсификация бизнеса

Среди новых крупных инвесторов в России можно отметить Renault. Еще в 1998 году фирма создала с правительством Москвы СП «Автофрамос» на базе автозавода АЗЛК. Изначально проект не имел особого успеха, поскольку была выбрана модель, плохо подходящая по ценовым параметрам для российского рынка. Однако в 2003 году последовали очередное соглашение со столичным правительством и переход на выпуск завоевавшей популярность на рынке модели «Рено Логан». Новые значительные инвестиции французской фирмы (около 250 млн долларов) сопровождались поэтапным наращиванием ее доли в компании «Автофрамос», так что сейчас она, по сути, полностью контролируется Renault.

В ближайшее время начать строительство автозавода в России планирует и другой французский гигант — Peugeot. Кроме того, ведущий французский производитель шин Michelin в течение 2000–2004 годов построил около Орехово-Зуева собственный завод (вложив 70 млн долларов) и теперь уже пускает вторую очередь производства.

  Фото предоставлено посольством Франции в России
Фото предоставлено посольством Франции в России

В России представлены и другие отрасли французского машиностроения. Причем если в автопроме базой для инвестирования стала ориентация на постоянно растущий емкий рынок сбыта, то в авиастроении французов привлекли российские технологии. В частности, государственный концерн Snecma, который сотрудничает с НПО «Сатурн» и АКБ «Сухой», планирует вложить в России 400 млн долларов. В рамках соглашения о создании нового двигателя для региональной авиации на базе «Рыбинских заводов» им основано два СП — «Пауэр Джет» (разработка, выпуск, маркетинг, сбыт и обслуживание двигателей) и «Волга-Аэро» (производство узлов для двигателей и промышленных газовых турбин).

Особый случай представляет собой электротехническая компания Alcatel. Пожалуй, это рекордсмен по числу неудачных СП при в целом успешном инвестиционном освоении российского рынка благодаря самому первому проекту. Еще в 1990 году на мощностях петербургского завода «Красная заря» фирма открыла первое в стране производство цифровых коммуникационных систем. Вскоре принадлежащие россиянам акции СП «Ленбелл» были выкуплены и вся деятельность стала осуществляться через ЗАО «Алкатель». Эта фирма успешно работает в стране, получила в 1999 году статус российского производителя, организовала в северной столице технопарк по разработке программного обеспечения, а в Москве — учебный центр по подготовке специалистов в области связи, имеет офисы в нескольких крупных городах.

И все-таки в основном французы ориентируются на сегменты российского рынка с массовым спросом. В частности, растут ПИИ в пищевой промышленности. Особого упоминания заслуживает Danone. Уже летом 1992 года эта фирма открыла в Москве свой фирменный магазин, а в 1994-м приобрела контрольный пакет акций кондитерской фабрики «Большевик». Весной 1995 года у Danone начало работать в Тольятти предприятие по производству молочной продукции, а осенью 2000-го открылся завод той же специализации в окрестностях Чехова.

Также можно отметить инвестиции фирмы Souffle, которая в 2000 году в Петербурге совместно с компанией «Балтика» построила крупнейший в России солодовенный завод. Еще целый ряд небольших проектов в других отраслях пищевой индустрии реализуют менее известные французские производители.

Есть ПИИ и в российской химической промышленности, хотя их масштабы не соответствуют ни мощи французских концернов, ни потенциалу российской отрасли. Самым заметным проектом стало созданное в 1994 году компанией Rhodia СП «Сертов» по выпуску ацетатного жгута для сигаретных фильтров в Серпухове, но ПИИ не превысили даже 50 млн долларов.

Оценка диверсификации французских ПИИ в России была бы неполной без упоминания сферы услуг. Прежде всего необходимо отметить крупные банки. Богатый опыт еще до революции 1917 года приобрел в России Societe Generale. В 1973 году он возобновил деятельность в стране, а через 20 лет основал дочерний банк «Банк Сосьете Женераль Восток», ныне входящий в число российских лидеров. Он открыл ряд филиалов и представительств, в качестве приоритета называет лидерство на рынках кредита физическим лицам. Летом 2005 года за 105 млн долларов он приобрел «Дельтакредит», который по объему ипотечного кредитования уступал лишь Сбербанку. Еще одно крупное вложение — покупка у группы «Интеррос» 20% акций Росбанка за несколько сотен миллионов долларов. Кроме того, BSGV установил через «Русфинанс» контроль над самарским Промэк-банком (входил в группу СОК), специализирующимся на предоставлении кредитов на покупку автомашин.

Своеобразную стратегию вначале выбрал BNP Paribas, который в 90-е годы действовал в России совместно с германским Dresdner Bank. Однако в настоящее время ЗАО «БНП Париба» работает в России самостоятельно и является вторым по значению банком с французским капиталом. При этом в конце 2006 года BNP Paribas объявил о выводе на российский рынок розничного подразделения Cetelem, что может заметно укрепить его позиции в стране.

Несомненной спецификой французских ПИИ являются вложения в ЖКХ. Их осуществляет Veolia Environnement: в 2005 году предприятие «Петербург — Чистая вода» с ее участием получило в управление Южную станцию водоочистки в северной столице, а осенью 2006-го Veolia приобрела 49% в ООО «Евразийское водное партнерство» с целью инвестирования и управления коммунальными объектами в Ростове-на-Дону и других городах.

Экспансия

Необходимо отметить еще две отрасли, где не просто заметно присутствие французских фирм, но существуют большие перспективы наращивания их ПИИ, причем с экспансией по территории всей России. Речь идет о промышленности стройматериалов и розничной торговле.

Концерн Saint-Gobain долгое время лишь ввозил свои стройматериалы в Россию, развивая сеть дочерних торговых структур в крупных городах. Однако наращивание сбыта побудило компанию в 2002 году начать строительство завода по выпуску теплоизоляционных материалов из стекловаты в Егорьевске, первая очередь которого была пущена в строй осенью 2003 года, а в 2007-м стартует уже третья очередь (суммарные ПИИ в «Сен-Гобен Изовер» превысили 100 млн долларов).

Первый успех стимулировал дальнейшую экспансию Saint-Gobain. Среди проектов французского гиганта можно назвать покупку в 2005 году 85% акций крупной фирмы «Стекловолокно» в Гусь-Хрустальном, приобретение контрольного пакета акций и модернизацию выпускающего стеклотару ЗАО «Кавминстекло» в Минеральных Водах, покупку предприятия «Ситалл» в смоленском Рославле с дополнительными инвестициями, которые пошли на развитие уникального для России производства стеклотары для косметики. Можно также отметить фирму «Сен-Гобен Вебер Рус», появившуюся в 2006 году в результате поглощения концерном французской Emfi, которая в 1998 году основала в Подольске СП «Артмикс» по выпуску клеев, шпаклевок, затирок и т. д. Кроме того, в 2007 году начнется строительство завода в Башкирии по выпуску гипсокартона (инвестиции превысят 70 млн долларов).

Еще одна французская транснациональная корпорация Lafarge в 1996 году установила в подмосковном Воскресенске контроль над рядом цементных предприятий, после чего значительные инвестиции были направлены на их модернизацию. Пять лет спустя компания стала владельцем контрольного пакета акций завода «Уралцемент» в Челябинской области. Наконец, в 2007 году Lafarge приступает к строительству завода в Калужской области, куда пока цемент завозится из соседних регионов. Инвестиции фирмы составят 250 млн долларов.

Торговые комплексы в России создали уже несколько французских сетей, но бесспорным лидером является Auchan. Долгое время эта компания придерживалась отличной от других фирм стратегии: концентрировалась на захвате столичного рынка и не стремилась создавать гипермаркеты в других регионах. Открыв первый гипермаркет летом 2002 года, Auchan за пять лет довела число комплексов до десяти. Компания начала со строительства гипермаркетов около МКАД, рассчитанных прежде всего на автомобилистов, но с 2004 года открывает некоторые торговые центры и вблизи станций метро. Лишь совсем недавно Auchan перешла к территориальной экспансии — новыми центрами размещения ПИИ стали Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург, но нет сомнений, что это только начало. Более того, осенью 2005 года французский гигант привел в Россию свою сеть супермаркетов Atac, причем планирует открывать ежегодно в разных регионах по 10–15 таких магазинов.

Таким образом, довольно поздний старт многих французских инвесторов в России постепенно компенсируется стремительным развитием их бизнеса в стране. Конечно, не обходится без отдельных неудач, но в целом можно очень высоко оценить перспективы наращивания французских ПИИ в России.

«Обзоры стран» №4 (18)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама