Немецкий бизнес: снова в Россию

Москва, 29.10.2007
Даже по скромным оценкам Росстата (в частности, исключающим реинвестиции прибылей, полученных немцами в самой РФ), к середине 2007 года в России накопленная сумма прямых иностранных инвестиций из Германии достигла 3,6 млрд долларов, увеличившись по сравнению с концом 2005 года на 32%

Совместный проект журнала «Эксперт» и посольства Федеративной Республики Германия в России

В начале 2000-х годов наблюдалась некоторая стагнация инвестиционной активности германских компаний в России, связанная с завершением бума капиталовложений в промышленность, нацеленных на замещение импорта из ФРГ после девальвации рубля в 1998 году. Однако где-то с 2004–2005 годов начался новый масштабный приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) германских фирм в РФ. К середине 2007-го сумма германских ПИИ в России увеличилась на треть. В то же время германский Бундесбанк уже на конец 2005 года регистрировал объем немецких прямых инвестиций в России на уровне 6,8 млрд евро. С учетом новых капиталовложений германских концернов в России (особенно недавних приобретений в электроэнергетике) к октябрю 2007 года показатель значительно превысил 10 млрд евро (против, например, 2,8 млрд в 2003 году).

Особо отметим, что значительно расширили свой бизнес в России германские компании, относящиеся к сфере услуг. Соответственно, прирост капиталовложений в стране не сказался отрицательно (через замещение импорта) на объемах внешней торговли товарами. Напротив, промышленные фирмы из ФРГ все больше укрепляются на емком российском рынке.

Инвестиции в промышленность и инфраструктуру

Новая волна экспансии германского бизнеса в России, по-видимому, связана с постоянно растущей привлекательностью российских рынков сбыта — ведь традиционные претензии германских компаний к деловой среде в стране сохраняются. Германские бизнесмены продолжают указывать на коррупцию, бюрократизм (в частности, на таможне), слишком сильное вмешательство государства в рыночные механизмы (немцы говорят даже об ухудшении ситуации). Тем не менее продолжающийся уже многие годы устойчивый рост российской экономики, постепенное увеличение покупательной способности населения, улучшение многих макроэкономических показателей побуждают компании из ФРГ закрепляться в России.

Существенный вклад в увеличение германских ПИИ в России вносят лидеры немецкой индустрии. Новыми проектами могут похвастаться, например, пионеры освоения российского рынка. В частности, химический концерн Henkel, уже давно занявший в нашей стране прочные позиции в сегменте моющих средств, клеев, средств обработки металлических поверхностей, расширил свое присутствие в промышленности стройматериалов, которая сегодня переживает подъем. В 2003 году подразделение концерна Henkel Bautechnik приобрело в Коломне завод сухих строительных смесей, а весной 2007-го заработал аналогичное предприятие в Челябинске.

Однако значительно более масштабные капиталовложения обеспечивают компании, ранее воздерживавшиеся от переноса производства в Россию. В первую очередь необходимо назвать Volkswagen, который начал в 2006 году сооружение сборочного автозавода в Калужской области (планируемые инвестиции — 370 млн евро). Вероятно, это связано с переломом всей ситуации на рынке легковых автомобилей в России — из-за роста покупательной способности населения и развития системы кредитования (происходивших на фоне ПИИ автомобильных гигантов).

Еще более внушительные проекты реализуют ведущие германские инфраструктурные компании. В частности, можно упомянуть планы Deutsche Post (вернее, ее логистической дочерней фирмы DHL) вложить в ближайшие годы в терминалы и другие объекты в России 250 млн евро. Однако поистине рекордным стало недавнее приобретение энергетического концерна E.ON, ранее представленного в России главным образом компанией Ruhrgas (является инвестором «Газпрома» и совладельцем фирмы Nord Stream по строительству Северо-Европейского газопровода). Осенью 2007 года в рамках проведения реформы российской электроэнергетики концерн E.ON заплатил в два этапа 4,1 млрд евро за 69% акций ОГК-4 (суммарная мощность пяти тепловых электростанций этой компании составляет 8,6 млн кВт). Эта сделка лишний раз свидетельствует о том, что в странах ЕС уж слишком раздуты опасения насчет стремления России закрыть свой топливно-энергетический комплекс для иностранцев (другим примером служит расширение нефтегазовой активности дочерней структуры BASF — компании Wintershall в России в обмен на более широкий доступ «Газпрома» к активам в Германии).

Конечно, далеко не всегда крупный германский бизнес может наращивать присутствие в России совсем уж беспрепятственно. Но нельзя согласиться с европейскими политиками, что Россия занимается целенаправленным ущемлением прав инвесторов из ЕС — скорее, она стремится не пренебрегать собственной выгодой.

Экспансию германского бизнеса в России определяют не только крупные компании. Все больше укрепляются в стране и представители среднего бизнеса ФРГ. Как правило, для рядовых граждан наиболее известными оказываются пищевые компании (шоколадная Alfred Ritter, молочные Ehrmann и Onken, многие другие фирмы). Хотя это не означает, что представители иных отраслей менее активны в России — например, важным событием в Краснодарском крае стало открытие весной 2005 года предприятия Claas по выпуску зерноуборочных комбайнов.

Среди германских инвесторов второго эшелона по-прежнему лидирует семейная фирма Knauf, известная широким ассортиментом стройматериалов, начиная с гипсокартона. Суммарные вложения Knauf в девять производственных комплексов по всей России превысили 500 млн евро (кстати, осенью 2007 года произошла консолидация всех этих заводов, а также десяти маркетинговых фирм под управлением ООО «Кнауф Сервис»). В то же время в 2005 году в подмосковной Гжели начало работать предприятие по выпуску поливинилхлоридных профилей для оконных, дверных и фасадных конструкций фирмы Rehau, которая в 2007–2008 годах запускает новые очереди производства. Развивается в России и компания VEKA. Еще в 1999 году она открыла завод по выпуску ПВХ-профилей для стеклопакетов в подмосковном Троицке, а в 2004-м начало работать ее предприятие в Новосибирске, заметно расширившее с тех пор масштабы производства.

Услуги по-немецки

Среди германских предприятий сферы услуг в России особо выделяются оптово-розничные фирмы. Несмотря на разную специализацию, эти компании придерживаются одной стратегии экспансии: сначала они закрепляются в столице (торговые комплексы создаются обычно на периферии Москвы — нередко уже в Московской области), затем осваивают другие крупнейшие городские агломерации, причем сначала в европейской части.

В 2001 году два первых торговых комплекса в столице открыла компания Metro Cash & Carry. К концу 2003 года имелось уже шесть магазинов этой сети в Москве и два в Санкт-Петербурге. В следующие два года появилось еще 14 магазинов, а к настоящему времени число торговых комплексов площадью 8–10 тыс. квадратных метров каждый достигло 33. К концу 2007 года после открытия магазинов в Омске и Новосибирске сеть Metro охватит все города-миллионники, кроме Челябинска; ее комплексы действуют и во многих других российских городах.

В 2003 году в Россию пришел и второй по значению оптово-розничный концерн ФРГ Tengelmann, представленный дочерней компанией OBI (категория товаров для дома «сделай сам»). В отличие от Metro эта фирма предпочитает совместные предприятия, которые действуют на основе франчайзинга. Развитие бизнеса фирмы, как и в случае с Metro, началось со столицы, а с конца 2005 года параллельно с открытием в Москве новых торговых центров компания начала продвижение в регионы: магазины OBI появились в Казани, потом в Санкт-Петербурге (теперь их там уже несколько), очень быстро открылись в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Общее число торговых центров к осени 2007 года достигло 11, причем инвестиции в каждый из них превышают 10 млн евро.

Как это обычно бывает, у некоторых компаний не обошлось без неудач — так, после нескольких лет существования единственного торгового центра на востоке столичной агломерации (в Люберцах) покинул Россию Marktkauf. Однако приход все новых торговых сетей из Германии (Rewe, владеющей совместно с российской фирмой «Марта» супермаркетами «Билла»; Globus, развивающей продуктовые магазины; Tedox, готовящей выход на сегмент супермаркетов строительных товаров, и т. д.) показывает, что неудача Marktkauf носила индивидуальный характер.

Развивается в России инвестиционная деятельность и германских финансовых институтов. В 2001 году страховой концерн Allianz приобрел около 47% акций одной из ведущих многопрофильных организаций РОСНО с широкой региональной сетью. До этого Allianz владел в России лишь небольшой фирмой, специализирующейся на имущественном страховании. Дальнейшее развитие бизнеса в России закономерно закончилось выкупом в начале 2007 года за 0,6 млрд евро еще более 49% акций РОСНО у российского партнера, причем на этом Allianz останавливаться не намерен.

Постоянно развиваются в России и ключевые германские банки. В силу действующего инвестиционного законодательства все их «дочки» имеют статус российских банков. При этом созданные в 1998 году дочерние структуры Deutsche Bank и Commerzbank устойчиво входят в число 50 ведущих банков в России. Их положение в последнее время заметно упрочилось: первый, развиваясь в стране как инвестиционный банк, в 2006 году довел свою долю в Объединенной финансовой группе с 40 до 100%, а второй купил 15,3% акций Промсвязьбанка.

Роль германских капиталовложений в российскую сферу услуг, по-видимому, будет расти и дальше. Во-первых, уровень развития многих отраслей третичного сектора российской экономики все еще невысок и нуждается в технологиях и управленческих решениях ведущих европейских компаний. Во-вторых, Германия была и остается ключевым торговым партнером России, а современные тенденции развития мировой экономики показывают, что нельзя ограничиваться лишь товарообменом. При этом трансграничная торговля услугами в большинстве случаев как раз сопряжена с ПИИ экспортера. Однако это не означает, что германские инвесторы потеряют интерес к российской промышленности. До сих пор остаются отрасли, которые имеют большой потенциал для развития торгово-инвестиционного сотрудничества, но к ним по целому ряду причин компании из ФРГ пока проявляют сдержанный интерес.

У партнеров

    «Обзоры стран»
    №6 (20) 29 октября 2007
    N06 (20) 29 октября
    Содержание:
    Siemens интересует не только энергетика

    Концерн Siemens, которому 1 октября исполнилось 160 лет, гордится тем, что 154 года он работает в России. Телеграф и первый трамвай, электрическое освещение, Днепрогэс, Московский метрополитен, линия связи Москва-Хабаровск — эти и другие проекты в России и СССР связаны с именем Siemens

    Реклама