Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Спасает привычка жестко экономить

2009

О том, почему рынок сотовой связи России даже в кризис привлекателен для шведской компании Tele2, «Эксперту» рассказала президент «Tele2 Россия» Донна Корднер

Совместный проект журнала «Эксперт» и посольства Швеции в России

— Почему компания в свое время решила начать работать в России?

— Мы всегда рассматривали Россию как крайне привлекательный рынок. Сегмент телекоммуникаций здесь рос на протяжении нескольких лет очень быстрыми — двузначными — темпами. Если говорить о мобильной связи, то всего лишь за одно десятилетие она превратилась из предмета роскоши, доступной лишь немногим, в массовый продукт. В то же время в России жители тратили на телекоммуникационные услуги существенно меньше, чем в Европе, и в этом мы также видели потенциал развития.

Когда в 2003 году мы пришли на российский рынок, участники рынка, эксперты, аналитики — все говорили, что мы слишком маленькие, в России уже есть три крупных федеральных оператора, а у нас нет лицензии на Московский регион. Тем не менее нам действительно удалось построить здесь успешный бизнес: спустя шесть лет мы обслуживаем почти 11 миллионов абонентов уже в 18 регионах России и готовимся выйти еще в 17 регионов в течение 2009–2010 годов.

— Каковы дальнейшие планы компании на российском рынке, в частности инвестиционные?

— Основная цель нашего развития на ближайший год — успешная региональная экспансия. 20 июня 2009 года мы запустили сеть в Томской области, это первый коммерческий запуск в этом году; летом Tele2 выходит в Брянскую область. По нашим планам, только в этом году в разряд действующих перейдет до 12, а может, и больше региональных компаний, где сейчас идет активное строительство сети. Везде должно быть обеспечено высокое качество услуг, но по низким ценам. Что касается инвестиций, то могу привести следующие цифры. С 2001-го по 2007 год Tele2 инвестировала в Россию более миллиарда долларов. На 2009 год, в частности, запланировано около 1,3–1,5 миллиарда шведских крон (163–190 миллионов долларов) капитальных затрат в 17 регионах, где мы получили лицензии. За последние полтора года мы создали более тысячи новых рабочих мест, обеспечили заказами российские подрядные организации.

Среди других важных направлений нашего развития на этот и следующий годы — рост территории покрытия, совершенствование качества связи в регионах, где мы уже работаем, запуск новых продуктов и услуг, которые необходимы и востребованы нашими абонентами. Например, в ближайшее время появятся USB-модемы для доступа в интернет, во всех регионах присутствия Tele2 будет предоставляться услуга «Гудок». Мы не стремимся стать инновационным лидером и первыми выводить на рынок самые продвинутые технологии, но если они становятся популярными, мы обязательно их предложим и постараемся сделать наиболее доступными по цене.

— Чем российский рынок сотовой связи отличается от рынка европейских стран?

— Рынок сотовой связи в России стремительно развивается, активно заимствуя в том числе и европейский опыт. Хотя определенные различия до сих пор есть. Например, в России подавляющее большинство тарифов являются prepaid-тарифами, тогда как в Европе доля postpaid заметно больше. В Европе люди тратят на телекоммуникационные услуги в разы больше денег, что связано как с бОльшим объемом потребления в Европе, так и с более низкими ценами в России.

— Как отразился экономический кризис на рынке сотовой связи? Какие новые стратегии компания использует для адаптации к новым условиям?

— Экономический кризис, безусловно, не обошел стороной и рынок мобильной связи: сокращение инвестиций, уменьшение штата сотрудников были и в нашей отрасли. Однако стоит отметить, что по сравнению с большинством других отраслей этот рынок выглядит неплохо. Мобильная связь стала предметом первой необходимости, люди не готовы отказываться от общения по сотовому телефону, однако они хотели бы сократить расходы. В этой логике предложение, которое делает Tele2, будучи сотовым дискаунтером, выглядит очень привлекательно.

Мы не использовали каких-то специальных или новых стратегий, продолжая реализовывать тот подход, который изначально был заложен в основу нашего бизнеса, — шведскую модель управления. Мы очень эффективны с точки зрения управления издержками, экономии. Можно сказать, мы всегда живем так, как будто на улице кризис, поэтому, когда кризис действительно наступил, нам не пришлось что-либо менять. Более того, мы продолжили инвестиции, наем новых сотрудников, никому не сократили зарплату.

— Каковы перспективы 3G и 4G в России?

— Мы рассматриваем эти технологии как достаточно перспективные, но не в ближайшем будущем. Действительно, высокоскоростной доступ в интернет сейчас становится все более и более востребованным. При этом людям, по большому счету, не важно 3G это, 4G, Wi-Fi или WiMax. Согласитесь, что для вас важнее не то, каким образом вы подключаетесь к интернету, а скоростное, качественное подключение в принципе.

Технология 3G сейчас на слуху, сети 3G уже появились в ряде регионов. Их развитие сейчас сдерживается рядом факторов. В первую очередь это ограниченность территории покрытия. Пока 3G — удел крупных городов и не является массовым предложением. Во-вторых, на руках у людей крайне небольшое число телефонов с поддержкой 3G — всего несколько процентов. Другая проблема — недостаточная информированность абонентов о преимуществах и особенностях 3G. В пору финансового кризиса инвестиции в разворачивание сетей этого стандарта сокращаются.

Что касается 4G, то для России, да и для Европы это пока новая технология. Первые 4G-сети только начинают строиться. В частности, в Швеции Tele2 совместно с Telenor сейчас приступила к разворачиванию такой сети в масштабе всей страны. Планируется, что в конце 2010-го — 2011 году она будет сдана в коммерческую эксплуатацию. Мы надеемся, что этот опыт совместного строительства и эксплуатации сетей третьего и четвертого поколений может быть полезен и в России, тем более в условиях кризиса, так как он позволяет существенно сократить инвестиции в капитальные расходы для каждого оператора.

«Обзоры стран» №6 (38)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама