Немецкие шины для российских дорог

Бизнес
Москва, 18.02.2013
«Обзоры стран» №1 (61)
Компания Continental расширяет производство в России и вводит в строй свою первую шинную фабрику. Инвестиции в размере 240 млн евро должны помочь компании увеличить свое присутствие на рынках России и стран СНГ

Фото: ИТАР-ТАСС

Российский рынок — один из важнейших для нас стратегических растущих рынков. Мы полагаем, что в ближайшие годы он станет крупнейшим автомобильным рынком Европы и превратится для нас в крупнейший и самый интересный рынок с точки зрения сбыта автопокрышек. Наша выручка и прибыль развивались в ходе кризиса неплохо», — рассказывая «Эксперту» об успехах своей компании в России, Ярон Видмайер, генеральный директор Continental Tires RUS LLC, российского филиала корпорации Continental, не скрывает своего оптимизма.

Стремительный выход из кризиса

Хотя корпорация и не публикует данные по отдельным страновым рынкам, общие цифры финансовых отчетов компании показывают: последние годы для Continental стали годами значительного роста. В 2011-м корпорация показала оборот в 30,5 млрд евро, что на 4,5 млрд больше, чем за предыдущий год. Подразделение Rubber Group показало в том же году объем продаж чуть меньше 12,2 млрд евро, превысив показатели предыдущего года на 2 млрд евро. Прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации (EBITDA) составила в 2011 году для всей корпорации 4,23 млрд евро (показатель 2010 года — 3,59 млрд евро), а для подразделения Rubber Group — 2 млрд евро, что почти на 200 млн больше, чем в 2010 году.

Данные за весь 2012 год компания пока не опубликовала, однако, судя по состоянию на 30 сентября 2012 года, показатели продолжают расти. Так, общий объем продаж вырос за первые три квартала 2012 года до 24,6 млрд евро (показатель аналогичного периода предыдущего года — 22,6 млрд), а объем продаж подразделения Rubber Group составил за три квартала 2012 года 9,9 млрд евро (за аналогичный период 2011 года — 8,94 млрд). EBITDA по итогам трех первых кварталов 2012 года для всей корпорации достигла 3,62 млрд евро (результат предыдущего аналогичного периода — 3,1 млрд), а для подразделения Rubber Group — 1,93 млрд (1,49 млрд за предыдущий аналогичный период).

О развитии компании на российском рынке в Continental говорят с подчеркнутым удовольствием. «Российский рынок относительно молодой, он стал развиваться недавно и делает это более динамично, чем западноевропейский. В отличие от западноевропейского рынка у российского есть больший потенциал роста, хотя и конкуренция здесь очень высока. Рост начала 2000-х годов был очень сильным, равно как и динамика изменений. Сейчас мы все больше имеем дело с консолидацией на фоне таких тем, как качество сервиса и устойчивость развития. Разумеется, мы почувствовали кризис 2008–2009 годов, и лишь к 2012-му нам удалось вернуться к нормальному течению бизнеса. Нам было очень важно найти выход из кризиса совместно с клиентами и продолжать оправдывать доверие, завоеванное в докризисные годы. Мотивация наших сотрудников и дальнейшее повышение их квалификации были важными инструментами для того, чтобы справиться с кризисом и выйти из него более сильными, чем до него. Крайне важно было еще в ходе кризиса поставить цели для посткризисного развития — потому что было ясно, что, хотя кризис был очень мощным, выход из него будет стремительным», — сказал «Эксперту» Ярон Видмайер.

Строиться в России

По словам руководителя российского Continental, работа в России далеко не так сильно страдает от бюрократии, как принято считать. «Российская бюрократия, разумеется, остается проблемой, и ее нельзя недооценивать. Тем не менее стоит смотреть проблемам в лицо и своевременно реагировать на них. Сокращение бюрократии облегчило бы многие процессы, однако нельзя забывать, что подобные проблемы есть во многих других странах и обычно одинаково затрагивают всех игроков на конкретном рынке. Сертификация наших продуктов в России обязательна, и если к этому вопросу подойти разумно, то он, продолжая требовать больших усилий, перестает быть проблемным», — подчеркнул менеджер, работающий в стране уже десять лет.

Развитие бизнеса Continental в России похоже на историю многих западных компаний. Вначале компания фокусировалась на продаже своей продукции в двух наиболее платежеспособных городах страны — Москве и Петербурге, расположенных на удобной транспортной оси в европейской части страны. Затем компания все более активно стала приходить в регионы. Параллельно с расширением регионального присутствия Continental начала развивать и собственное производство в России. Сегодня компания имеет заводы в Калуге и Чистополе, где производятся запчасти и электронные блоки для автомобильной промышленности, а также, например, бензонасосы и бензопроводы. Однако самым масштабным проектом компании в России должен стать собственный шинный завод, который Continental запускает под Калугой.

«В настоящее время у нас в Калуге три проекта. Первый — шинная фабрика для легковых автомобилей. Объем инвестиций в этот проект составляет на первом этапе около 240 миллионов евро. Она будет производить четыре миллиона покрышек в год — это касается первой фазы строительства. Дальнейшие инвестиции в расширение мощностей до 16 миллионов покрышек в год возможны при соответствующем развитии рынка. Наш второй проект — расширение производственных мощностей подразделений Automotiv и ContiTech. Здесь мы собираемся инвестировать десятки миллионов евро. Всего таким образом будут созданы сотни рабочих мест», — говорит Ярон Видмайер.

Первое тестовое производство покрышек на калужском заводе было успешно проведено в конце января. В планах компании производить на заводе покрышки марок Continental, Gislaved и Matador, которые поначалу будут продаваться на российском рынке, а затем, с расширением производства, экспортироваться и в страны СНГ. Хотя все оборудование завода Continental в Россию импортировала, в самом производстве компания будет стараться максимально активно использовать российское сырье. «Мы пока что не можем точно назвать количество наших поставщиков в России, однако наша цель — иметь столько российских поставщиков, сколько возможно. Конечно, при этом вопросы качества, цены и надежности играют важнейшую роль», — заявил г-н Видмайер.

С нуля эффективнее

В Continental подчеркивают, что строительство шинной фабрики с нуля стало оптимальным решением для российского рынка. «В начале проекта мы рассмат­ривали все возможности. И достаточно быстро стало ясно, что ни совместное предприятие, ни покупка завода нас не удовлетворят. Оценив проекты, мы окончательно убедились, что единственное приемлемое для нас решение — строительство завода с нуля. В целом строительство шинной фабрики связано с высокими инвестициями и непростыми процессами. Для этого необходимо крайне сложное планирование с привлечением высококвалифицированной команды, состоящей не только из собственных специалистов, но и из внешних сотрудников. Мы изначально понимали это, поэтому сегодня можем похвастаться успешным процессом. Если ты хорошо планируешь свои проекты с самого начала, то и в России успешно построишь фабрику. Пока у нас все идет хорошо, на всех этапах строительства мы уложились в график или даже опередили его. Нам помогает также эффективное парт­нерство с правительством Калужской области, оно функционирует превосходно», — заверил нас г-н Видмайер.

Развитие международной корпорацией собственного шинного производства в России — важный шаг в интеграции России в мировые процессы, происходящие в химической промышленности. Производство премиальных и высококачественных шин (а именно эта продукция основная для Continental) — это весьма высокотехнологичный процесс, требующий серьезных ноу-хау. Например, одна из важнейших характеристик качественных шин — способность выдерживать высокоскоростные нагрузки и устойчиво вести машину на скорости выше 190 км/ч. Еще несколько лет назад ни на одном российском заводе такие шины не производились. Аналогичная проблема была с шинами большого (более 14 дюймов) внутреннего диаметра. Основную массу продукции российских производителей составляли шины категорий C и B — низшей и средней. Между тем развитие рынка — в первую очередь постоянное увеличение доли иномарок, в том числе собираемых в России, — диктует неизбежность роста спроса на качественные и премиальные шины. Так, еще год назад «Эксперт» прогнозировал рост премиального сегмента к 2016 году до 30% рынка (см. «Страсть к премиальной обувке» в «Эксперте» № 43 за 2011 г.).

Местные производители не конкуренты

Постоянный рост спроса на премиальные шины, равно как и практическое отсутствие конкуренции с российскими компаниями, подтверждают в Continental: «Спрос на наши продукты очень хороший. Как я уже говорил, российские клиенты ценят качество, и это играет нам на руку. Мы предлагаем соответствующие продукты во всех ценовых категориях и типах продукции и лишь очень ограниченно конкурируем с российскими производителями шин в нижнем бюджетном сегменте. В премиальном же сегменте и в сегменте высококачественных шин российские производители сейчас не играют большой роли или не представлены вовсе», — говорит г-н Видмайер.

Такое увеличение доли премиальных шин невозможно без развития западными компаниями собственных шинных производств в России, а это, в свою очередь, требует качественно новой подготовки специалистов. В итоге западные концерны за свои деньги готовят целый слой технических специалистов, способных работать на современном шинном производстве. По заявлению Continental, за последние десять лет работы компании в России ситуация с имеющейся на рынке рабочей силой улучшилась, а собственные программы обучения помогают компании подготовить оптимально подходящих специалистов. «В начале у нас был дефицит хорошо обученных сотрудников, которые подходили бы нам. Однако в последние десять лет ситуация серьезно улучшилась — прежде всего благодаря нашим собственным программам обучения и тренингам. Кроме того, сегодняшние выпускники вузов гораздо лучше образованы и мотивированы, чем прежде. Возможно, это связано с тем, что раньше лучшие выпускники сразу уезжали за рубеж, чего сейчас не происходит. Однако мотивация сохраняется очень высокая. Иногда мне приходится даже притормаживать сотрудников, но это куда лучше, чем если бы их приходилось постоянно подталкивать. Что касается тренингов, то мы регулярно отправляем наших специалистов на обучение на наши зарубежные заводы, поэтому, вернувшись, они уже отлично знают, как работает современный шинный завод и чего от них ждут», — рассказывает г-н Видмайер.

У партнеров

    Реклама