Рекорды не спасут?

Москва, 14.06.2010
Миноритарии недовольны ни прибылью ВТБ, ни новой стратегией банка: ни в то, ни в другое они не верят

В первом квартале ВТБ получил рекордную за всю свою публичную историю прибыль. В мае была принята стратегия, которая может повысить эффективность работы банка и поднять цену на его акции до 15 коп. к 2013 году. Но миноритарии по-прежнему недовольны. Ведь даже если стратегия будет реализована, они не верят, что смогут заработать на своих акциях.

Те, кто купил акции ВТБ на IPO три года назад, давно забыли о том, что на этих бумагах можно заработать. На размещении за одну акцию банка надо было заплатить 13,6 коп. Практически сразу бумаги начали терять в цене и в кризис стоили меньше 2 коп. Сейчас котировки находятся на уровне 40–45% от цены размещения. И теперь большинство сторонних наблюдателей называют планы ВТБ по «выращиванию» котировок до отметки 15 коп. амбициозными. А миноритарии находят слова и покрепче.

Новая стратегия ВТБ до 2013 года, которая была обнародована в мае, предполагает рост стоимости акций до 15 коп. за штуку. В качестве предпосылки руководство говорит о грядущем улучшении результатов деятельности банка. Так, новая стратегия прогнозирует, что к 2013 году рентабельность капитала превысит 15% за счет роста эффективности, а также развития более доходных направлений, таких как розничный и инвестиционный бизнес. Суть — в переходе от номинального к реальному росту. Теперь цель — не нарастить кредитный портфель всеми возможными средствами, а привлечь и удержать качественных заемщиков. Впрочем, ВТБ отчасти решал эти задачи и до объявления о новой стратегии. Например, об укреплении отношений с крупнейшими компаниями из ключевых отраслей экономики и о расширении клиентской базы в сегменте качественных региональных клиентов говорилось и ранее. Снизить издержки за счет сокращения 10% персонала было решено еще в феврале, а само сокращение будет иметь место во втором полугодии.

Традиционно ВТБ развивал в основном корпоративный бизнес, где риски намного выше, нежели в рознице. Кроме того, в рознице они более диверсифицированы. Поэтому к 2013 году банк намерен довести долю розницы с сегодняшних 18 до 15%, а долю обслуживания корпоративного бизнеса — с 64 до 50%. С помощью новой стратегии ВТБ получит в 2013-м $4–5 млрд чистой прибыли. Для сравнения: в этом году ожидается втрое меньше, а в 2009-м вообще был убыток почти $2 млрд.

Но даже если все и сложится в соответствии с планами, первичные акционеры-миноритарии все равно рискуют не отбить свои инвестиции. На ежегодном собрании 4 июня один из акционеров рассказал, что за три года он получил 1,56 тыс. руб. дивидендов, а на процентах по депозиту за тот же срок и на ту же сумму он мог бы заработать 30–40 тыс. руб. А другой инвестор сообщил, что полученных дивидендов хватает лишь на бутылку водки.

Миноритарии долгое время надеялись на обратный выкуп акций по цене размещения, но на июньском годовом собрании акционеров руководство ВТБ четко дало понять, что этого не произойдет. Такую же позицию 2 июня изложил и заместитель председателя правления банка Герберт Моос на пресс-брифинге по случаю выхода отчетности за первый квартал по МСФО. Тогда он заявил, что «обратный выкуп свидетельствует об исчерпании потенциала роста. А потенциал есть, и немалый».

Кстати говоря, отчет за первый квартал оказался значительно лучше ожиданий: чистая прибыль была на рекордном за всю публичную историю банка уровне — 15,3 млрд руб., а рентабельность капитала составила 11,9%. Тем не менее говорить о том, что улучшения стали тенденцией, еще слишком рано, особенно если учесть, что в первом квартале банку помогло снижение расходов на создание резервов (банки обязаны создавать резервы по просроченным кредитам, и в период роста просрочки расходы на резервы были весьма существенными). При этом в течение июня ВТБ проведет так называемое non-deal road show, когда о преимуществах акций рассказывают инвесторам просто так, не в преддверии размещения бумаг. Руководство банка хочет убедить инвестиционные фонды Temasek, CIC, Templeton и другие в том, что акции ВТБ нужно покупать, а заодно в том, что ему можно давать в долг (в 2010 году ВТБ планировал занять на внешних рынках около $5 млрд). Выяснить, сколько денег топ-менеджмент потратит на поездки к инвесторам, не удалось.

О том, какие перспективы ждут ВТБ, D' спросил у экспертов.

Мария Кальварская, начальник отдела анализа рынка акций «ТКБ капитал»

Стратегия ВТБ, конечно, амбициозна, однако вполне выполнима в долгосрочной перспективе. Здесь все зависит от того, как достигать намеченных целей. Хотя до конца этого года вряд ли стоит ожидать существенных результатов в части роста кредитного портфеля и активов. Особенно учитывая, что приоритетом для банка сейчас является повышение эффективности. Среди рисков в выполнении этой стратегии можно отметить высокую конкуренцию на рынке банковских услуг, а также конкуренцию за привлечение финансирования.

В первом квартале результаты работы группы превзошли ожидания аналитиков, однако излишний оптимизм пока неуместен. Положительная прибыль обусловлена в основном снижением отчислений в резервы. Возможно, это станет тенденцией, и в этом году таких расходов, как в 2009-м, не понадобится. Но если говорить о дальнейшем росте прибыли и доходности, то все зависит от повышения эффективности.

Сейчас мы рекомендуем держать бумаги ВТБ и считаем, что их потенциальная стоимость составляет $5,2 за GDR (около 8,2 коп. за акцию. — Прим. D'). Прогноз может быть пересмотрен в случае оживления на рынке кредитования.

На наш взгляд, акции Сбербанка в данный момент выглядят более привлекательно. Например, в первом квартале 2010 года, по нашей оценке, доходность на капитал у Сбербанка превысила 20%, в то время как рентабельность капитала у ВТБ немного не дотянула до 12% по МСФО.

Ольга Веселова, аналитик «Тройки Диалог»

Мы считаем, что новая стратегия окажет на ВТБ позитивное влияние — в первую очередь за счет повышения доли более маржинальных бизнесов (розничного и инвестиционно-банковского) в структуре группы, но также и за счет рентабельности операций в целом. Мы ожидаем роста рентабельности капитала группы до 18% в 2012 году. Для сравнения: в прошлом году она была отрицательной, в 2008-м — всего 1%, в докризисном 2007-м — 13%.

Вообще уход от корпоративного сегмента рационален и объясним. Ведь этот бизнес был основой созданного некогда банка поддержки экспортно-импортных операций, но он менее маржинальный, и его потенциал — в наращивании комиссионных доходов, в кросс-продажах продуктов, в уходе от простых услуг.

Рост котировок может не состояться по двум причинам: либо из-за рыночных, либо из-за специфических проблем. Если рынку предстоят тяжелые времена, финансовые бумаги могут оказаться не в фаворитах, вновь повысится их волатильность относительно индексов и т. д. Специфический риск состоит в недореализации стратегии банка, в рентабельности ниже ожиданий рынка в основном из-за слабой маржи или из-за того, что трансформация потребует больше времени или расходов, а кредитный рынок будет восстанавливаться медленнее заложенных в стратегию прогнозов. Но в целом стратегия-2013 видится нам достижимой.

После ее реализации акционеры могут рассчитывать на более щедрые дивиденды. Также будет возможность заработать на самих акциях. В этом году мы прогнозируем EPS (Earnings per Share — доход на акцию, рассчитываемый как отношение чистой прибыли к числу акций. — Прим. D') в размере 0,00446 руб. на акцию, в 2012-м — уже 0,01060 руб.

Рустам Боташев, аналитик UniCredit Securities

Я бы сказал, что стратегия ВТБ очень амбициозна, но адресная точка, которая интересует инвесторов, правильная — прибыльность банка. Если удастся воплотить большую часть стратегии в жизнь, то на выходе мы увидим совсем другую организацию. ВТБ долгое время был низкоприбыльным, а последние полтора года убыточным, и это не могло не давить на котировки.

Сильные результаты за первый квартал и начавшееся в понедельник road show должны положительно повлиять на котировки банка. Около месяца руководство будет встречаться с инвесторами и рассказывать о своей новой стратегии. Однако для того, чтобы добиться постоянного роста акций, нужны реальные действия. Менеджмент должен доказать на практике, что банк в состоянии увеличить прибыльность.

Кстати, в стратегии мне не понравилось то, что фокус был сделан на стоимости акций. Все сильно зависит от рынка, поэтому во главу угла следует ставить прибыльность, а роста бумаг надо ожидать уже как следствие. Ведь может сложиться такая ситуация, что прибыльность вырастет, а положение на рынках останется тяжелым. Тогда, конечно, о росте акций не может быть и речи.

При текущей прибыльности ВТБ мы оцениваем его GDR в $4,95 (около 7,9 коп. за бумагу. — Прим. D'), то есть примерно так же, как и рынок. Да, в первом квартале банк был прибыльным, даже рекордно прибыльным за всю свою публичную историю. Но после шести кварталов убытков один прибыльный квартал не повернет мнение инвесторов в обратную сторону. Кроме того, если экстраполировать результат первого квартала на год, то прибыльность все равно будет недостаточной.

У партнеров

    «D`»
    №11 (98) 14 июня 2010
    Теханализ наступает
    Содержание:
    Как заработать на законах Вселенной

    О том, как магические числа Фибоначчи, успевшие засветиться почти везде, обрабатывают российский индекс

    Свой бизнес
    Реклама