Стигмат кальмара

Москва, 14.06.2010

В ноябре 2009 года одна из моих колонок-«Голубятен» («Эклипс») в журнале «Компьютерра» оказалась загадочным образом в поле зрения российского представительства Goldman Sachs (GS). Небожителей заинтересовал вполне, на мой взгляд, безобидный пассаж: «Все лето (речь о 2008 годе — Прим. авт.) секретарь казначейства США Генри Полсон-младший втихаря скармливал пролоббировавшим его на государственный пост банкам небольшие субсидии — все больше по мелочи: девять банков получили $125 млрд налогоплательщиков, из которых “родному” Goldman Sachs перепало $10 млрд. В обмен банки предоставили правительству (читай — налогоплательщикам) ценные бумаги, стоимость которых на рынке не превышает $62,5 млрд».

Недопонимание быстро развеялось. Мне хватило одной лишь ссылки на расчеты Рона Блума, советника президента США. После чего небожители любезно предоставили мне подписку на блестящие аналитические обзоры, которыми GS еженедельно балует собственных клиентов. Польза от этих материалов, признаюсь, вышла колоссальная, поскольку они позволяют уклоняться от хоть и «горячих», но, увы, беспочвенных «озарений», время от времени вводящих общественность в возбужденное состояние. Например, от такого.

В начале июня 2010 года с подачи, насколько мне удалось выследить, ресурса The Raw Story массы заволновались на предмет продажи Goldman Sachs колоссального пакета акций British Petroleum, случившейся накануне известной трагедии в Мексиканском заливе. Так, в первом квартале 2010 года GS избавился от 4,6 млн акций BP, выручив за них более $250 млн. Сразу после этого (20 апреля) на нефтяной платформе Deepwater Horizon, принадлежащей BP, случился взрыв, в результате которого погибли 11 человек, а экологии штатов Луизиана и Миссисипи из-за разлива нефти был нанесен урон в размере $10 млрд (по крайней мере, на такую сумму раскатал губу сенат США).

Разумеется, The Raw Story никаких грязных инсинуаций и намеков не делал: типа сначала «вампир-кальмар» (прозвище, закрепленное за Goldman Sachs Мэттом Тейбби из сильно профильного журнала Rolling Stone) скинул акции, а затем организовал взрыв в Мексиканском заливе. Делать-то не делал, но все равно публика именно так публикацию и оценила. И понеслось-поехало: конспирологическую глупость мигом растиражировали по всему миру, дисконтировав до состояния «кухаркиных догадок» в ЖЖ и Twitter.

Людей понять можно: после наезда SEC на Goldman Sachs ранее, весной текущего года, по смехотворному поводу (из-за ипотечного дериватива трехлетней давности — Abacus 2007-AC1, эту историю я описал месяц назад в статье «Корбан», опубликованной в «Бизнес-журнале») конспирологическая жилка разыгралась не на шутку, так что теперь каждый post hoc мнится безусловным propter hoc*. Между тем история с продажей GS акций BP представляется мне хрестоматийным примером того, как нельзя и не нужно рассуждать на бирже, идя на поводу у конспирологического примитива.

Начнем по порядку. Во-первых, если компания пользуется инсайдом, то ее поведение по меньшей мере отличается консистентностью. В том смысле, что нельзя продать 44% «запаленных» активов, оставив при этом на руках 56%. Между тем Goldman Sachs поступил именно таким образом: The Raw Story медитирует, что если бы GS продал акции BP не в первом квартале 2010 года, а во втором, то потерял бы 36% их стоимости, или $96 млн. Правда, тут же добавляет: оставшиеся у него акции, тем не менее, потеряли десятки миллионов своей стоимости! Ну и в чем тут, простите, конспирологический цимис?!

Во-вторых, помимо Goldman Sachs в первом квартале акции BP сбросили Wachovia, UBS Securities, Sanders Capital, PNC Bank, OppenheimerFunds и еще 14 крупнейших мировых институционалов. Причем продажи шли нешуточные: пакетами от 1 млн до 2,5 млн штук, но за этим стоит заурядный аналитический консенсус. Акции нефтяных компаний утратили привлекательность на фоне стагнации мировых цен на нефть. Той самой стагнации, которую Goldman Saсhs вполне себе открыто живописала своим клиентам в аналитических обзорах, упомянутых в начале этой колонки. Еще осенью 2009 года. Так что те, кто хотел, продавали.

В-третьих, в первом квартале акции BP энергично покупались такими гигантами, как Wellington Management Company (3,1 млн акций), The Bill & Melinda Gates Foundation (2,5 млн), банк Wells Fargo (2,4 млн), французское подразделение HSBC Global Asset Management и еще множество компаний. Показательно, что объем покупок акций BP крупными институционалами существенно превышал объем продаж.

В-четвертых, сама по себе любая биржевая сделка — будь то продажа или покупка — ровным счетом ничего не говорит о реальных намерениях игрока-институционала, поскольку не несет в себе информации о временном горизонте, в рамках которого оценивается тот или иной актив. Скажем, если GS продает 43% своих активов BP, ориентируясь на «горизонт» шесть-восемь месяцев, то его действия гипероправданны в силу единодушной оценки краткосрочных перспектив рынка нефтедобывающей отрасли. Если же подразделение банка HSBC (стоящего в рейтинге «небожителей», пожалуй, сильно выше GS) покупает 1 млн акций BP и при этом оперирует «горизонтом» два-три года, то и его действия более чем оправданны. Или кому-то, может, пригрезилось, что Обама всерьез замахнулся на власть British Petroleum, которая более 100 лет перекраивает монархии и свергает правительства по всей нашей многострадальной планете?

Наконец, в-пятых и последних: Wells Fargo купил 2,4 млн акций BP, а его «дочка» Wachovia, наоборот, продала 2,7 млн акций. О чем это говорит? О негативной оценке BP? О позитивной оценке BP? Или просто о перераспределении активов между подразделениями единой структуры?

Ничто, впрочем, не запрещает нам предположить, что «дочка» Wachovia взрывала Deepwater Horizon на пару с BP, а «мама» Wells Fargo проворонила выгодное дельце. Равно как и Билл с Мелиндой Гейтс.

*Post hoc ergo propter hoc — после этого значит по причине этого (лат).

У партнеров

    «D`»
    №11 (98) 14 июня 2010
    Теханализ наступает
    Содержание:
    Как заработать на законах Вселенной

    О том, как магические числа Фибоначчи, успевшие засветиться почти везде, обрабатывают российский индекс

    Свой бизнес
    Реклама