Кино

Образ жизни
Москва, 29.11.2010
«D`» №22 (110)

Ночь перед Рождеством

«Санта на продажу»
В прокате со 2 декабря
Режиссер: Жалмари Хеландер
В главных ролях: Томми Корпела, Джонатан Хатчингс, Питер Якоби, Илмари Ярвенпаа, Рауно Джавонен
Жанр: комедийный триллер, фэнтези

В регионе Лапландия, про который известно, что он принадлежит четырем странам сразу (Финляндии, Швеции, Норвегии и России), где живут в основном олени, снеговики, лепреконы и феи, происходит событие, странное даже по местным меркам. Группа археологов (работающих, само собой, на зловещую корпорацию) вытаскивает из ледяных глубин скудно одетого пожилого мужчину. Бородач требовательно спрашивает алчных добытчиков, как те вели себя в этом году, после чего зверски разделывается со всеми плохишами и уходит в горы. В окрестных деревнях начинают пропадать печенюшки и непослушные дети. Жители собирают вооруженный отряд и идут в логово к людоеду. Тот встречает их в костюме Санта-Клауса и сообщает, что зря они его разбудили. Приближается кровавое, безрадостное Рождество.

Страшно смешной и до смеха страшный проект «Санта на продажу» (Rare Exports) — едва ли не лучший пример успешных бюджетных маркетинговых коммуникаций в интернете. Фильм в короткометражном формате был снят еще в 2003 году, но прокатчики под ним подписываться категорические отказались. Тогда на YouTube стали появляться вирусные ролики, стилизованные под видеоинструкции для сотрудников какой-то подозрительной компании.

Учебные фильмы были посвящены довольно любопытным вещам: в одном, например, объяснялось, как спастись от сбежавшего из клетки Санты. Во-первых, нужно притвориться мертвым: нюх у старика не ахти. Во-вторых, надо отвлечь дедулю бисквитами. В-третьих, в целях собственной безопасности при Санте нельзя курить, пить, ругаться и врать. В радиусе 100 метров хотя бы. В-четвертых, прятаться от людоеда лучше на рождественской елке. В-пятых, у старика слабые коленки — в них-то и нужно стрелять из дробовика.

Микробюджетный фарс пришелся интернет-сообществу по душе, фильм начал фестивальный марафон, собрал полдесятка наград и, наконец, был запущен в производство в полноценном 100-минутном формате. В спарринге с киностудией авторам удалось благодаря верной фанатской базе отстоять все свои ценности. В фильме полно кровищи, черного юмора, неизвестных актеров (отчего создается эффект чуть ли не документалистики) и депрессивных скандинавских пейзажей. В прокате такие выходки обычно проваливаются, но в памяти остаются надолго. Потому что шутки шутками, а в жуткой комедии о безумном Санта-Клаусе на деле спрятана мощная драма про обывателя, в детстве верившего в сказку и оставлявшего печенье для мифического дедушки, а в зрелом возрасте купившего себе дробовик, потому что вся жизнь — кошмар. Про каждого из нас, строго говоря. Выдающийся фильм.

Хроники Нарнии 3 Д штрих 22
Хроники Нарнии 3

Сказочная бухгалтерия

«Хроники Нарнии 3: Покоритель зари»
В прокате с 9 декабря
Режиссер: Майкл Эптид
В главных ролях: Бен Барнс, Скандар Кейнс, Джорджи Хенли, Лайам Нисон
Жанр: политический триллер

Самое интересное в семейных фэнтези-эпопеях — то, как маркетологи кинокомпаний с линейкой в руках листают плохие и хорошие книжки, пытаясь понять, сколько на них можно заработать. А потом с той же линейкой лезут в черепную коробку к специально приглашенным деткам, чтобы узнать, на каких струнах их души выгоднее играть. После успеха «Властелинов колец» (мировые сборы — $1 млрд с небольшим) и «Гарри Поттеров» (уже $1,7 млрд, но это с учетом последних серий) литературные скауты Голливуда как с цепи сорвались. Почти одновременно были куплены права на «Хроники Нарнии» Льюиса, «Золотой компас» Пуллмана и написанную школьником-вундеркиндом сагу «Эрагон».

На рынке детских фантазий началась заварушка. «Эрагон» позиционировался как понятная всякому тинейджеру сказка о неудачнике, подружившемся с драконом и охмурившем принцессу. Тинейджеры устыдились и в кино не пошли: при бюджете $100 млн фильм заработал на родине всего $75 млн. Джон Малкович, Джереми Айронс и симпатичная молодежь на плакатах не помогли. Международный прокат, правда, прошел бодрее и помог отбить почти все расходы. «Золотой компас» учел ошибки конкурента и решил сыграть на более благородных мотивах — мечте о дружбе, детской готовности к подвигу в заведомо нереальных обстоятельствах (легко грезить о доблестных битвах с колдунами, зная, что в жизни их никогда не встретишь). А также любви ко всяким пушистым зверушкам и уважении к сказкам Андерсена. Сборы были получше, но шансов для продолжения не оставили. А вот «Нарния» всех одолела.

Это долгое вступление было написано по двум причинам. Во-первых, сам фильм еще никто не видел, так что писать о нем нечего. Скорее всего, он симпатичный, но, с точки зрения неюного зрителя, скучный, как и два предыдущих. Во-вторых, хочется как-то осмыслить тот факт, что важнейшая христианская книга стала золотой шахтой для алчных киномагнатов. В-третьих, когда вы кого-нибудь поведете на эту сказку, у вас будет повод поиграть в веселую игру «аудит кинофильма». Надеемся, она скрасит потраченное время.

Дано: трилогия «Нарнии» — целиком маркетинговая задумка. Каждый кадр здесь построен так, чтобы генерировать кассу. Задача: смотреть в оба глаза и угадывать, на какую аудиторию рассчитана очередная сцена. Сверхзадача: придумать, как могла бы выглядеть самая прибыльная фэнтези-франшиза в мире. Какие в ней должны быть зверушки: львы или медведи? Как снимать батальные сцены: жестоко или невинно? Сколько лет должно быть главным героям — 10 или 12? Не повредит ли сборам любовная линия?

Кроме шуток: очень развивающая игра. В каком-то смысле даже душеспасительная — особенно когда очередное «семейное кино» нравится всей семье, кроме тебя.

У партнеров

    «D`»
    №22 (110) 29 ноября 2010
    Атомный ренессанс
    Содержание:
    Тема номера
    Марафон трейдера
    Алхимия финансов
    Свой бизнес
    Образ жизни
    Последний штрих
    Реклама