Родом из школы

Свой бизнес
Москва, 29.11.2010
Когда даже крупные туроператоры сокращают объемы бизнеса, трудно представить себе выход на рынок нового небольшого проекта. Однако, как показывает практика, место интересному предложению есть всегда — нужно только найти свободную нишу

Фото: ИТАР-ТАСС

Усиленный и безрезультатный поиск какой-то услуги или продукта довольно часто дает старт новому бизнесу. Нет чего-то нужного и полезного на рынке? Значит, надо придумать. Остальное — вопрос энтузиазма, настойчивости, желания учиться новому и, конечно, везения. Новинки в сфере туризма появляются чаще всего благодаря тем, для кого путешествия — не просто поездка раз в год к морю, а образ жизни. Стремясь делиться своими открытиями, они добиваются успеха в турбизнесе.

Экскурсии для дочки

В середине 1990-х бывшая преподавательница физики из Сергиева Посада (тогда он еще назывался Загорском), впоследствии домохозяйка Лариса Федорова решила заняться повышением культурного уровня своей дочери-школьницы. «Хотелось показать ей московские музеи, театры, выставки, — говорит Лариса. — Да и самой интересно было на все это посмотреть. Детям увлекательнее ездить большой компанией. Чтобы ее собрать, я обратилась к школам: общалась с учителями, предлагала экскурсии для учеников. Единомышленники нашлись сразу. До сих пор вспоминаю это время как лучший период в жизни своего бизнеса, хотя сначала никакой выгоды не искала, не закладывала собственную прибыль в бюджет поездки».

Однако через некоторое время желающих свозить детей в Москву стало много, а самой Ларисе Федоровой эти поездки перестали казаться отдыхом. Она уже не получала прежнего удовольствия от посещения театров и музеев и впервые задумалась о расходах — приходилось ведь платить за питание и транспорт. Тогда Лариса стала закладывать в стоимость экскурсий и свою «копейку» — 5–7% за организацию тура. Так хобби стало полноценной работой.

Несмотря на повышение цены, клиентов становилось все больше. Педагоги начали усложнять заказы — появились заявки на поездки в Санкт-Петербург, по Золотому кольцу. «Мы работали вдвоем с сестрой, без офиса и без образования юридического лица. Все звонки принимали на кухне», — вспоминает Лариса.

Постепенно начала формироваться своя карта маршрутов. Сейчас компания Федоровой предлагает туры по России, Украине, Белоруссии. Но основные направления работы сложились еще вначале, их испробовали загорские школьники.

Ах, лето!

Дальше в дело вмешался случай: родственник предложил начинающим, но подающим надежды предпринимательницам комнату в своем московском офисе. «Было лето, для работы со школьниками — мертвый сезон, — рассказывает Лариса. — Но за помещение мы не платили, поэтому ничем не рисковали и были спокойны. Вскоре выяснилось, что летом в Москве работы непочатый край! Кроме того, мы изучили профильные газеты и журналы, определили круг интересных нам “рекламных площадок” и наметили стратегию продвижения услуг». Примерно через полгода компания Ларисы Федоровой получила официальный статус — ее зарегистрировали под именем «Виадук тур».

Это было в 1997 году. Вскоре разразился финансовый кризис. Однако новая фирма пережила его легко. «Доллар подорожал, и люди стали отдыхать в России — отмечает Лариса. — Наши продажи росли. Большой спрос был на базы отдыха в Ленинградской области, Краснодарском крае, на Селигере».

Изучив московский рынок, сестры отправились в регионы — предлагать поездки в Москву. Расширить базу контактов помогло участие в профессиональных отраслевых выставках. Новые знакомства появлялись и в областных центрах: находились интересные объекты, постоянно велись переговоры с гостиницами о предоставлении квот на номера. Помимо школьников и частных лиц у «Виадук тура» появились корпоративные клиенты.

Испытать все на себе

Интересно, что поначалу новая компания работала без финансиста. «Моя сестра окончила бухгалтерские курсы еще в Загорске, — говорит Лариса. — А я училась на курсах экскурсоводов специально для того, чтобы самостоятельно оценивать объекты туристского интереса. Сейчас в штате компании 12 человек. Среди них два бухгалтера. И экскурсоводы, конечно, есть. Но мы с сестрой при необходимости можем вникнуть во все детали любой стороны нашего бизнеса». Возможно, именно поэтому Лариса Федорова подходит к расширению географии предложения со всей ответственностью. «Прежде чем предложить маршрут клиентам, мы обязательно путешествуем по нему сами, оцениваем каждый объект, каждую гостиницу, — говорит она. — Если нам понравилось, то и клиенты останутся довольны. Такая щепетильность, возможно, немного тормозит развитие компании, карта маршрутов растет довольно медленно, зато мы очень редко сталкиваемся с жалобами».

Конечно, в начале пути у любого предпринимателя бывают и сложности, и ошибки. Начинающие туроператоры, например, часто слишком перегружают экскурсионные программы. При известном качестве российских дорог группа может просто не успеть посетить все запланированные объекты, в лучшем случае пробежит галопом. А уж о хорошем настроении и удовольствии от поездки в условиях постоянного цейтнота и говорить не приходится. Впрочем, обширная программа с большим количеством разъездов в последний день тура может обернуться и более серьезными проблемами. Предположим, во время экскурсии по загородным достопримечательностям сломался автобус — в результате группа опаздывает на поезд. С этой точки зрения привычка проверять все туры на себе очень полезна.

Чрезвычайно важны для успеха турфирмы постоянное общение с потенциальными партнерами, умение заключать договоры на выгодных условиях. Этот бизнес живет связями, знакомствами, дружескими отношениями с поставщиками услуг.

Учеба без конца

Оказывать качественные услуги может только компания, сотрудники которой заинтересованы в успехе. Проблема квалифицированных кадров в сфере отечественных туристических услуг известна и потребителям, и руководителям фирм. Последние решают ее в силу собственной компетенции. По словам Ларисы Федоровой, даже выпускник профильного вуза не является специалистом — каждого нового сотрудника приходится обучать на месте, нужно самостоятельно растить кадры. «В нашей компании, например, все сотрудницы — бывшие педагоги, — говорит Лариса. — Но мы не только умеем преподавать, мы постоянно учимся сами. Большинство клиентов приходят к туроператорам через сайт. Поэтому я окончила курсы построения и продвижения интернет-ресурсов».

Среди государственных заказчиков компании в основном московские учреждения — училища, вузы. Для каждого создается индивидуальная программа. Для студентов-медиков, например, тур в Санкт-Петербург с рассказами о работе военных врачей в периоды мировых войн, о жизни и деятельности Николая Пирогова в Северной столице.

Верить ли в успех?

По мнению Ларисы Федоровой, потенциал внутреннего туризма в России очень велик. Безусловно, выход на рынок сегодня потребует немалых вложений: чтобы открыть компанию в Москве, нужно около 1,5 млн руб. К тому же, в отличие от 1997–1998 годов, спрос на поездки по России невысок. «Количество заявок и звонков заметно сократилось, — говорит Лариса. — И особенно это коснулось региональных заказчиков. Видя это, нам навстречу пошли очень многие поставщики услуг, предоставив возможность размещать наших клиентов по очень выгодным ценам. Могу утверждать, что ситуация еще не вернулась на докризисный уровень, однако динамика продаж положительная».

Начинать турбизнес в регионах одновременно и просто, и сложно. Здесь недостаточно только найти продукт, который может пользоваться спросом, и организовать продажи. Вне столиц потенциальных потребителей туристических услуг меньше, и главная проблема — раскрутка, продвижение продукта и услуг. «Помимо маршрутов, широко известных в России и за ее пределами — того же Золотого кольца, есть города и объекты не менее интересные, но совершенно неизвестные широкой путешествующей публике, — рассказывает Лариса. — Например, мы были в Пензе и Пензенской области, где в мемориальном музее Лермонтова в Тарханах 90% подлинников! Или Плес — небольшой городок на Волге, в стороне от Золотого кольца. Это сказочно красивые места». По мнению Ларисы, для популяризации новых направлений и маршрутов необходимо прежде всего рассказать о них как можно большему числу туристов, что невозможно осуществить без поддержки средств массовой информации.

Лариса Федорова: «Даже выпускник специализированного вуза не специалист в сфере туризма. Сотрудников каждая компания растит самостоятельно. Кадровый дефицит очень велик»

У партнеров

    «D`»
    №22 (110) 29 ноября 2010
    Атомный ренессанс
    Содержание:
    Тема номера
    Марафон трейдера
    Алхимия финансов
    Свой бизнес
    Образ жизни
    Последний штрих
    Реклама