Бенефициар реформы РАО

Inside / Outside
Москва, 13.12.2010
«D`» №23 (111)
Акции «Силовых машин» обновили исторические максимумы, но до сих пор стоят очень дешево

Фото: Fotolia / PhotoXPress.ru

Российское машиностроение долгое время находилось на задворках интересов отечественных портфельных инвесторов. Гиганты советской индустрии, в отличие от сырьевых компаний, никак не могли встроиться в рыночную экономику. Однако постепенно ситуация начинает исправляться. Долгое время никому не нужные акции АвтоВАЗа, Улан-Удэнского авиационного завода, Казанского вертолетного завода, ОАК вдруг начали пользоваться уверенным спросом. Однако на их фоне компания «Силовые машины» выглядит оплотом стабильности, демонстрируя рост как производственных, так и финансовых показателей. И хотя акции «Силмаша» торгуются вблизи исторических максимумов, они по-прежнему очень дешевы, если сравнивать их с мировыми аналогами.

Консолидация

Годы советской власти были золотым временем для отечественной энергетики. Верные заветам Ильича передовики застроили электростанциями всю страну, а потом и братские страны. Сектор энергетического машиностроения рос как на дрожжах. С крушением советской экономики недалеко от краха оказался и этот сектор. Единственное, что могло поддержать осколки былого великолепия, — это контракты в развивающихся странах, где за годы Советов к отечественным технологиям успели привыкнуть.

Конечно же, к валютной выручке начали проявлять интерес крупные уже российские финансово-промышленные группы. В 1990-е «Интеррос» стал собирать холдинг, планируя прибрать к рукам хилый ручеек экспортных заказов. Одной из первых покупок было внешнеторговое предприятие «Энергомашэкспорт», специализировавшееся на поставке отечественного энергетического оборудования за рубеж. А уже в 2000 году «Интеррос» зарегистрировал «Силовые машины», которые стали головной компанией. После этого «Интеррос» начал присоединять к новому холдингу бывших флагманов советского энергетического машиностроения (см. «Структура “Силовых машин” довольно проста»). Процесс консолидации протекал очень успешно. За пределами «Силмаша» остались единичные предприятия: «Красный котельщик», производящий котлы для электростанций (его купил «ЭМАльянс»), «Ижмаш», выпускающий оборудование для АЭС (вошел в состав ОМЗ).

Сохранив большую часть советского наследия, «Силмаш» начал выигрывать зарубежные тендеры, а также занял заметную долю на российском рынке — около 30%, однако прибыли он почти не приносил. Проблема заключалась в огромном по длительности производственном цикле. Когда изготовление оборудования растягивается на пару-тройку лет, цены на сырье могут вырасти до уровня, делающего любое производство убыточным.

Еще одним неприятным сюрпризом для холдинга стал размер штрафных санкций, способный превышать стоимость всего контракта. Компания регулярно срывала сроки — это сделало ее на несколько лет убыточной. Да и, чтобы выигрывать тендеры, «Силовым машинам» приходилось демпинговать, что тоже не улучшало положение.

Передача эстафеты

Все это подорвало интерес «Интерроса» к «Силмашу», и начались поиски покупателя. Для получения рыночной оценки в 2003 году «Силовые машины» провели размещение акций. Было продано 17% уставного капитала, цена составила 3,624 цента за бумагу.

Покупатель на мажоритарный пакет нашелся нескоро, лишь в 2005 году РАО «ЕЭС России» приобрело 22,43% за $101 млн. Вторым стратегическим инвестором стал немецкий концерн Siemens, пробивавший в тот момент себе путь на российский рынок. Ирония заключается в том, что входящий в «Силовые машины» завод «Электросила» до революции принадлежал немецкому Siemens. В 2006 году 20,61% акций «Силмаша» были проданы Siemens за $93 млн. Тем самым немцы получили блокпакет, хотя были не прочь приобрести и контрольный, но тогда доля Siemens на рынке энергооборудования составила бы более 50%, следовательно, Федеральная антимонопольная служба заблокировала бы сделку.

Если от нахождения РАО в числе акционеров было мало толку, то сотрудничество с Siemens можно назвать весьма плодотворным. В частности, немецкий концерн предоставил «Силовым машинам» передовую технологию производства газотурбинных установок SGTS-4000F мощностью 285 МВт.

В 2007 году к «Силмашу» проявляли интерес «Технопромэкспорт» — строительный подрядчик, принадлежащий «Ростехнологиям», и Олег Дерипаска, который объединился с различными инвесторами для покупки компании. Но в итоге конечным покупателем стал владелец «Северстали» Алексей Мордашов. В том же году он выкупил пакет РАО и оставшиеся акции «Интерроса». Более того, структуры Мордашова скупали бумаги с открытого рынка и в 2010 году преодолели значимый порог 70% в уставном капитале «Силовых машин».

Погоня за рынком

Алексей Мордашов купил компанию вовремя. Экономический рост в России вызвал дефицит на рынке электроэнергии, строительство новых электростанций стало злободневной темой, а после нескольких аварий заговорили о необходимости замены устаревшего оборудования. Для привлечения частных инвестиций в сектор РАО ЕЭС пошло по пути создания независимых генерирующих компаний, а также параллельно развивались сетевые холдинги. В итоге согласно стратегии развития электроэнергетики РФ и с учетом замены устаревшего оборудования до 2020 года генерирующие компании должны ввести 186 ГВт новых мощностей (см. «Дележ большого пирога»).

Правительство в данной ситуации решило не отдавать рынок энергооборудования на откуп иностранцам и ввело пошлины. Тренд «покупай российское» стал определяющим в секторе. Хотя нужно признать: не одни только «Силовые машины» выиграли от этого роста. На рынке действует целая плеяда компаний — «ЭМАльянс», Е4, «Элсиб», полувоенный НПО «Сатурн», Уральский турбомоторный завод, ОМЗ и многие другие.

Очень активно ведут бизнес в России и гранды мировой индустрии — General Electric, Alstom. Почти все они создают здесь свои производства. При этом некоторые идут по самому желанному для правительства пути — создавать и выпускать то, чем российские предприятия небогаты. Например, Mitsubishi Heavy Industries планирует производить турбины большой мощности, которые в РФ в дефиците. Активно продвигают свое оборудование и китайские компании.

Однако роль «Силовых машин» трудно переоценить. Консолидировав важнейшие предприятия в отрасли, «Силмаш» стал крупнейшим игроком в секторе. Холдинг производит широкий спектр оборудования для ГЭС, ТЭЦ, АЭС. К примеру, на рынке гидрогенераторов для ГЭС доля «Силовых машин» — 80%, в сегменте турбин — больше половины. И, несмотря на жесткую конкуренцию, компания занимает очень устойчивое положение. Она сумела переломить негативную тенденцию срыва сроков, перейдя на покупку комплектующих в момент заключения контракта.

Кризис 2008 года мало затронул «Силовые машины» — холдинг успешно развивается и показывает прибыль. Инвестиционные программы ОГК и ТГК были утверждены еще до кризиса, что гарантировало заказы для «Силмаша». Последние были подписаны как минимум до 2012 года, и на фоне сокращений в экономике концерн даже планировал привлечь в штат 1000 рабочих и 200 конструкторов.

Перспектива

Сейчас компания находится в отличном финансовом и производственном состоянии и, если не будет расслабляться, в течение ближайших десяти лет сможет занять большую часть российского рынка. Конечно, для этого необходимо дать заказчикам оборудование, по качеству не уступающее грандам мировой индустрии. Инвестиционная программа «Силовых машин» отвечает этой задаче. Только на производство новой турбины большой мощности для АЭС в 2010 году компания потратит 6 млрд руб. Кроме этого, «Силмаш» разрабатывает угольный энергоблок (вместе с «ЭМАльянсом») и новейшую газотурбинную установку ГТЭ-65.

В 2008 году ходили слухи о том, что Алексей Мордашов присматривается к энергомашиностроительному сектору за рубежом. Среди покупок назывались Energia и Sofinter (итальянские производители турбин и котлов). Но, видимо, кризис сделал свое дело, и сделка не состоялась. Однако не стоит забывать: новый владелец любит приобретать западных конкурентов, что неоднократно демонстрировал на примере своего главного актива — «Северстали». Поэтому покупки западных технологий «Силовыми машинами» — дело недалекого будущего.

Сейчас же основное внимание «Силовых машин» сосредоточено на переводе производства на новую территориальную площадку. В 2008 году правительство Санкт-Петербурга согласовало с компанией аренду нового участка. Туда предполагается перевести все производственные мощности из центра города. Стоимость строительства новых заводов может составить до $2 млрд. В результате годовая производственная мощность вырастет до 15 ГВт.

В целом холдингу пока хватает собственных средств для этой цели. Кроме того, одним из источников финансирования могут стать земли под существующими заводами. В Петербурге у «Силмаша» больше 120 земельных участков. Их стоимость оценивается более чем в $400 млн.

Таким образом, производственные и финансовые результаты «Силовых машин» отличные. По финансовым коэффициентам компания стоит дешево: показатель EV/EBITDA 2010 составляет 6, при этом у аналогов на развитых рынках — 8,5, на развивающихся — 18,9. А в будущем «Силмашу» гарантированы заметный рост и загруженность заказами. Единственный минус — малое количество акций в обращении (менее 5%). Однако, учитывая структуру акционеров (Siemens владеет блокпакетом), риска принудительного выкупа нет. Вердикт — «покупать».

Структура «Силовых машин» довольно проста

  1. Ленинградский металлический завод. Ведущее предприятие по производству турбин, занимающее четвертое место в мире по количеству изготовленных изделий.
  2. Завод «Электросила». Крупнейший в России производитель генераторов, один из старейших производителей турбин России со 150-летней историей.
  3. Завод турбинных лопаток. Производит лопатки для паровых и газовых турбин.
  4. Калужский турбинный завод. Производитель паровых и газовых турбин малой и средней мощности.
  5. НПО имени Ползунова. Один из ведущих производителей пускорегулирующей аппаратуры.
  6. «Силовые машины — завод “Реостат”». Производитель пускорегулирующей аппаратуры.

Дележ большого пирога

«Силовые машины» пытаются удержать свою долю сразу на трех огромных секторах — реформа АЭС, реформа генерации, реформа сетевых компаний

  • АЭС

Сектор атомной энергетики — один из немногих секторов российской экономики, где великое советское наследие было практически полностью сохранено. Предполагается, что в результате реформы доля АЭС в энергобалансе страны вырастет с 16 до 25%. Атомщики до 2020 года должны ввести 38 новых энергоблоков. Размер федеральной целевой программы превышает 1,4 трлн руб. Хотя Минатом пытается сыграть на этом росте самостоятельно, создавая дочерние производственные структуры, есть серьезные возможности и для «Силовых машин». Только в 2008 году «Силмаш» подписал с «Атомэнергопромом» контракт на 41 млрд руб., и это только начало огромного потока. «Силовые машины» серьезно инвестируют в турбины нового поколения, которые будут пользоваться спросом.

  • Генерация

В результате реформы РАО «ЕЭС России» было создано много независимых компаний со своими инвестиционными программами. Размер средств, привлеченных ОГК и ТГК, составил 449,4 млрд руб. Преимущественно они должны быть потрачены на увеличение мощностей. «Силовые машины» являются основным бенефициаром этого потока.

  • Сетевое оборудование

Кроме инвестиционных программ АЭС, ГЭС, ОГК и ТГК огромен рынок трансформаторного оборудования. ФСК ЕЭС и холдинг МРСК потратят на эти цели сотни миллиардов рублей. «Силовые машины» пытаются выйти на рынок, создав совместное предприятие с ФСК на базе завода в Колпине. В секторе заметно обостряется конкуренция, но в России производится только треть необходимого трансформаторного оборудования, поэтому рынка хватит всем.

Акции "Силовых машин" близки к историческим максимумам, но все равно дешевы
Simens контролирует блокпакет "Силмаша"
Финансовые показатели и коэффициенты
Структура «Силовых машин»

У партнеров

    «D`»
    №23 (111) 13 декабря 2010
    Управление хаосом
    Содержание:
    Психология
    Тема номера
    Образ жизни
    Последний штрих
    Реклама