Кино

Образ жизни
Москва, 13.12.2010
«D`» №23 (111)

Мельчает народ

«Путешествия Гулливера»

В прокате с 23 декабря

Режиссер: Роб Леттерман

В ролях: Джек Блэк, Эмили Блант, Джейсон Сегель, Аманда Пит, Билли Коннолли

Жанр: фэнтезийная комедия для всей семьи

История современного Гулливера, оказавшегося в не очень современной Лилипутии. Про Гулливера известно, что он большой фанат «Звездных войн» и видеоигр, не слишком предприимчивый креативщик, робкий ухажер, любитель самых утомительных на свете профессий и перспективный, в общем-то, авантюрист. Например, в Лилипутию он попадает, вызвавшись исследовать Бермудский треугольник ради короткой заметки в газете, где работает девушка его мечты.

В общем, на трепетную экранизацию происходящее похоже не очень — скорее уж на очередную развеселую «Ночь в музее» с Джеком Блэком вместо Бена Стиллера. А трагикомический артист Блэк, напомним, обладает уникальным даром: про него никогда нельзя точно сказать, сошел ли он уже с ума или пока только играет. В этом смысле комик определенно занял хорошую нишу: когда звать Бена Стиллера уже не с руки, а Джонни Деппа — еще не по чину, в Голливуде принято набирать номер Джека.

Не многим известно, что «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта — это четырехтомник. Причем на детскую сказку, и то с натяжкой, похожа только первая часть. Остальные равняются на жанр социальной антиутопии, беспощадно высмеивая и человеческую натуру, и политические формации, и вообще все звенья цивилизации. Без Свифта, возможно, не было бы не только Гарри Поттера, но и половины антитоталитарной фантастики XIX–XX веков. Такая вот сказочка.

В фильме, нацеленном на добродушного предновогоднего зрителя, пьянящий градус сатиры и мизантропии снижен до показателей кефира или детского шампанского. Здесь робко высмеивается не столько все общество, сколько его крошечная часть, которую довольно сложно назвать одним словом. Гулливеров вокруг много, но безупречного маркера для них пока не придумано. Это отчасти и хипстеры, и кидалты, и геймеры, и сетевые гики, и новые интеллигенты, кроме современного масскульта ничем не интересующиеся. Короче говоря, добрые в сущности люди с большим самомнением, прогрессирующей с раннего детства тягой к бесконечным развлечениям.

Фильм в те редкие моменты, когда не шутит для детей, предпринимает симпатичные попытки поставить перед этим поколением зеркало с физиономией Джека Блэка. Но в целом работа на две аудитории (деток маленьких и больших) явно мешает ему сосредоточиться на какой-нибудь одной задаче. Так что самокритичнее и смышленее после «Путешествий Гулливера» вы не станете. Зато взбодритесь как следует. Для прочих культурных миссий у авторов есть еще три попытки. И даже если они не хотят выходить за рамки новогодней комедии, им придется: ответственность перед классиком обязывает.

Классику не тронь

«Трон: наследие»

В прокате с 23 декабря

Режиссер: Джозеф Косински

В ролях: Гаррет Хедлунд, Оливия Уайлд, Джефф Бриджес, Майкл Шин

Жанр: фантастический боевик

Сиквел культовой (да, это штамп, но иначе не скажешь) киберпанк-саги 1982 года с тем же названием. В оригинале молодые хакеры провалились в мир компьютерных программ, совсем как Алиса — в Страну чудес, и подняли восстание против злых корпораций. С вирусами герои сражались, сидя верхом на специальных мотоциклах, оставляющих за собой смертоносный след-ловушку для соперников. Это оригинальное дизайнерское решение не только придавало борьбе благородный контекст шахматных баталий и рыцарских турниров, но и породило серию роскошных компьютерных игр. Например, Armagetron Advanced. Собственно, фильм Tron поэтому и считается культовым: его идеи здорово повлияли и на индустрию электронных развлечений, и на хакерскую мифологию, и на весь киберпанк-кинематограф. В альтернативной вселенной, где не вышел «Трон», скорее всего, нет ни «Матрицы», ни «Хакеров» с юной и бесстыдной Анджелиной Джоли. Черт с ней с «Матрицей», но Джоли!

Сиквел раздувает довольно компактный сюжет «Трона» до необходимых современному зрителю и производителю масштабов. Жизнь хакеров превращается в солидную семейную сагу, идея о путешествии в компьютерные миры — в целую философию калибра той же «Матрицы» или «Алисы», веселая боевая часть — в грандиозную войну, небрежный восьмидесятнический саундтрек — в эпическую симфонию. В кадре при этом работают лучшие спецэффекты этого года и Оливия Уайлд, самая сексуальная женщина в мире, по версии журнала Maxim. Бедная Оливия, кстати, очень не хочет, чтобы к ней относились как к спецэффекту, и во всех интервью рассказывает, что попыталась вложить в свой образ трагическую судьбу святой воительницы наподобие Жанны д’Арк. Придется верить.

У партнеров

    «D`»
    №23 (111) 13 декабря 2010
    Управление хаосом
    Содержание:
    Психология
    Тема номера
    Образ жизни
    Последний штрих
    Реклама