Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Продам аэропорт. Недорого

2011
Коллаж: Екатерина Пыталева

Росимущество собирается продать аэропорт Толмачево дешевле стоимости его активов

В скором времени начнется приватизация аэроузлов. 3 марта 2011 года должен состояться аукцион по продаже 51% уставного капитала новосибирского аэропорта Толмачево — 68% обыкновенных акций, которыми владеет государство. Часть бумаг уже находится в свободном обращении и котируется в системе RTS Board под тикером atlm (atlmp — привилегированные акции). При этом сами акции неликвидны: котировка на их покупку составляет всего $15, на продажу — $25.

Если рассчитывать капитализацию компании по цене покупателей с учетом обыкновенных и привилегированных акций, мы получим 2,4 млрд руб., в то время как продавцы ценных бумаг называют сумму 4,25 млрд руб. Последняя сделка с обыкновенной акцией была зарегистрирована 16 февраля 2011 года, и стоила она при этом $19. А вот государство оценивает один из лучших российских аэропортов всего в 2,2 млрд руб. и не объясняет причин такой дешевизны.

Новосибирский пряник

О приватизации аэроузлов мы писали в статье «Меняю один подержанный “Боинг” на два новых аэропорта» (см. D' №2 от 31 января 2011 года). С инвестиционной точки зрения Толмачево является интереснейшим объектом. По количеству перевезенных пассажиров и денежной выручке он занимает второе место в азиатской части России после екатеринбургского Кольцово.

Крайне важно и то, что совсем недавно, в сентябре 2010 года, в аэропорту было закончено строительство новой взлетно-посадочной полосы стоимостью 4,5 млрд руб., и теперь он способен принимать крупные межконтинентальные лайнеры. Толмачево может быть использован как транзитный хаб при перелетах из Европы в азиатские страны в силу его уникального географического расположения. Однако аэропорт интересен не только в радужном будущем, но и сейчас. Эта воздушная гавань стабильно приносит прибыль акционерам, о чем свидетельствуют пусть и небольшие, но регулярные дивиденды. В 2009 году на обыкновенную и привилегированную акции приходилось по 0,829 руб. В выплатах было отказано только по итогам кризисного 2008-го, да и то лишь владельцам «обычки».

Поскольку бумаги предприятия на биржевом рынке не обращаются, они вызывают довольно слабый интерес. В результате минимальная капитализация аэропорта по котировкам RTS Board (2,4 млрд руб.) ниже, чем сумма его чистых активов (4,55 млрд руб.). Иными словами, если завтра собрание акционеров решит прекратить деятельность аэропорта, распродать имущество и погасить долги, то каждый из них получит больше текущей стоимости своих ценных бумаг.

Такой подход к оценке компании неидеален, поскольку совершенно не учитывает тот факт, что она является растущей (построили новую взлетно-посадочную полосу) и приносит доход акционерам. За 2010 год чистая прибыль аэропорта составила рекордные 180 млн руб. при выручке 3,2 млрд руб. Таким образом, его капитализация должна быть еще выше, чем сумма чистых активов.

Прецеденты продажи аэроузлов в России уже были (см. «Первый и лучший»). В 2006 году победитель аукциона по продаже аэровокзала города Сочи заплатил 5,5 млрд руб., что составило 160% суммы чистых активов последнего. По аналогии Толмачево должен стоить уже 7,15 млрд руб. 

Но, по всей видимости, биржевые котировки и сумма чистых активов — это удел специалистов с другой планеты. Росимущество руководствуется своей внутренней логикой, понятной только инопланетянам: за 51% капитала компании ведомство хочет выручить всего лишь 1,105 млрд руб. При переводе в биржевые цены это составляет 348,39 руб. за обыкновенную акцию, тогда как уже сегодня ее готовы купить в RTS Board по 450 руб. ($15). Цена, озвученная федеральным агентством, не включает премии за продажу контроля в компании. Речь, наоборот, идет о дисконте 30% к котировкам на обыкновенные акции и скидке 55% к сумме чистых активов. Сезон распродаж открыт. Остается вопрос: кто же станет тем счастливчиком, который купит уникальный инфраструктурный объект по столь скромной цене?

Очередь

Интрига должна быть раскрыта 3 марта 2011 года, но мы попробуем предположить, кто же окажется покупателем. Сегодня среди акционеров значатся государство (51%), компания «Новапорт» (38%) и миноритарии (12%).

Говоря о предстоящей приватизации госпакета акций, генеральный директор аэропорта Александр Бородин сказал на пресс-конференции, что ему «совершенно точно известен потенциальный покупатель — это Роман Троценко» (владелец ООО «Новапорт»). При этом он уточнил: «Состоится аукцион или нет — это вопрос не ко мне. На моей памяти с 2000 года это пятая попытка приватизации Толмачево».

Исходя из структуры акционеров и так понятно, что «Новапорт», который фактически управляет аэропортом, — самый главный претендент на его покупку. Однако, во-первых, сегодня к сделкам по приобретению активов в процессе приватизации заметен интерес частного бизнеса, а во-вторых, инвестиции в аэроузлы привлекают внимание крупнейших финансово-промышленных групп, к примеру, «Реновы» Виктора Вексельберга (аэропорт Кольцово) и «Базэла» Олега Дерипаски (Сочи, Анапа). Помимо этих компаний, по данным СМИ, на участие в аукционе нацелился банк «ВТБ капитал». Но и это еще не все.

Совсем недавно зажглась новая авиационная звезда «Воздушные ворота Белогорья», которая управляет аэропортом города Белгород и контролируется структурами, близкими к энергетической компании «Энергострим». Учитывая экспансивно настроенный менеджмент последней, нельзя исключать, что ее структуры не примут участия в столь интересной распродаже в Новосибирске. Таким образом, претендентов на Толмачево может оказаться немало, и невидимая рука рынка нивелирует все огрехи Росимущества в оценке распродаваемых активов.

Редакция D' сделала запрос в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с просьбой обосновать столь низкую стартовую стоимость аэропорта, но ответа пока не получила. Стоит ли покупать акции Толмачево накануне аукциона? Есть риск того, что цена на нем будет занижена. Если бумаги достанутся «Новапорту», перспектив у них мало. Однако если их купит промышленная структура, существует вероятность, что аэропорт в результате будет интегрирован в некий холдинг с последующим выводом его на IPO.

Первый и лучший

Первый аукцион по продаже воздушной гавани на открытых торгах прошел в 2006 году, его объектом стали 100% акций аэропорта города Сочи. И это был тот еще активчик.

С 1995 года аэроузел задолжал Минфину $18 млн по выданному кредиту на строительство нового терминала, и около $10 млн из них министерство пыталось взыскать с помощью судебных приставов весной 2006-го. На момент проведения аукциона долг так и не был списан. В сентябре того же года аэропорт взял еще один кредит у Сбербанка примерно на $4,4 млн, заложив почти всю свою недвижимость, включая работающий терминал. Кроме того, накануне торгов Минэкономразвития заключило с ним инвестиционное соглашение об обязательной достройке терминала за $112 млн. На момент продажи аэропорт обслуживал всего 1,2 млн человек в год и был хронически убыточным.

Но на утяжеленный долгами и инвестпрограммой, небольшой по пассажиропотоку и убыточный аэровокзал выстроилась очередь. Всего в конкурсе принимали участие пять компаний. Две из них представляли интересы Олега Дерипаски, две — акционеров аэропорта Внуково, а последняя — компании «Ренова».

Стартовая цена аукциона составила 3,5 млрд руб. — 100% суммы чистых активов предприятия. В итоге победила компания «Стратегия-Юг» (связанная с холдингом «Базовый элемент»), заплатившая 5,5 млрд руб., что на 55% превысило чистые активы аэропорта.

«D`» №4 (116)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама