Апокалипсис vs оптимизм

Новости
Москва, 28.03.2011
«D`» №6 (118)

На протяжении двух недель после землетрясений и цунами в Японии экономисты спорят о том, что ждет японский и мировой финансовый рынок. Точки зрения абсолютно полярны, мы перечислим самые важные тезисы.

Что будет с японским ВВП?

Ущерб оценивается почти в $240 млрд — это около 4,5% валового внутреннего продукта страны. Впрочем, экономика не стоит на месте, и влияние катастрофы на итоговый ВВП 2011 года пока предсказать трудно. С одной стороны, в Японии разрушен целый округ, АЭС, несколько НПЗ и угольных электростанций, остановлена работа многих заводов. Подземные толчки продолжаются, и когда ситуация начнет исправляться, пока не понятно. Однако, с другой стороны, промышленность составляет всего лишь 23% от ВВП, а 76% производится в секторе услуг. Кроме того, проблемы японской экономики давно известны: жители островов Кюсю, Хонсю, Сикоку и Хоккайдо предпочитают держать деньги в банках. Последние тоже не видят особого смысла вкладывать средства куда-либо: ставка японского ЦБ — 0,3%, а реально в стране и вовсе наблюдается дефляция (искусственное изъятие из обращения части избыточной денежной массы. — Прим. D). К примеру, цены в 2010 году упали на 0,7%. Инвестиции в подобной ситуации бессмысленны. Япония живет так уже два десятилетия, и — хотя это прозвучит цинично — есть шанс, что катастрофа 11 марта наконец-то выдернет местную экономику из «болота». Для восстановления разрушенного понадобятся и средства, и рабочие, которым тоже придется платить, что, в свою очередь, повысит спрос на деньги, тогда до роста цен и вложений — рукой подать.

Что будет с японским фондовым рынком?

Рынок акций уже потихоньку восстанавливается, хотя до зимних уровней ему еще далеко. А вот отдельным компаниям придется туго. Речь даже не о Toyota и Mitsubisi, а в первую очередь о тех, кто занимал деньги, в том числе выпуская облигации. Так, владелец разрушенной АЭС «Фукусима-1» TEPCO сейчас пытается найти $25 млрд, имея к тому же более чем $10 млрд долга. Отказать ему в выдаче средств нельзя: они нужны для восстановления АЭС, а главное — для того, чтобы очистить окрестности от радиоактивного мусора. Значит, банкам придется скидываться. Одной из особенностей экономики Японии является то, что она поделена между несколькими крупными корпорациями. Три самые большие финансовые группы — Mitsubishi, Sumitomo и Mizuho. Они и помогут TEPCO, причем понятно, что заем этот будет, скажем так, сомнительного качества. Дальше очевидно, что японское правительство выкупит долги пострадавших компаний, чтобы не допустить банковского коллапса. Соответственно, госдолг страны вырастет еще больше (по итогам 2010 года он и так достигал 225% ВВП). Но, с другой стороны, это дополнительный плюс в пользу «оптимистичной» версии (государственные вливания должны разогнать инфляцию).

Что будет с мировой экономикой?

Тут большой опасности нет: Япония — 8% мирового ВВП, и даже катастрофа такого масштаба не убьет ее экономику (хотя она в принципе больше экспортирует). Сразу после землетрясения начало лихорадить товарные рынки: игроки посчитали, что металлы и уголь должны подешеветь, раз их пока не будут покупать, а газ подорожать, ведь АЭС разрушена. Однако это вряд ли имеет большое значение. К сожалению, российские компании, скорее всего, не смогут поучаствовать в строительстве новой, современной АЭС и утилизации отработанного ядерного топлива — в стране есть собственная сильная атомная отрасль. Но о росте экспорта газа уже сегодня говорят как о данности, а ближе всего к Японии — сахалинский шельф. Соответственно, выгоду получат акционеры проекта «Сахалин-2» (50% плюс одна акция владеет «Газпром», 27,5% — Shell, 12,5 и 10%, кстати, — японские Mitsui и Mitsubisi). Есть еще недавно заработавший «Сахалин-1», третья часть которого принадлежит Japan Petroleum Exploration Co., Japan National Oil Corporation, Itochu Corp. и Marubeni Corp., еще треть — ExxonMobil, 20% — «Роснефти». Кстати, Japan Petroleum, Itochu и Marubeni также публичны, они торгуются на Токийской бирже и, как все японские бумаги, в марте серьезно подешевели.

Скорее всего, увеличится и количество морских рейсов — чтобы завезти в страну сырье и материалы, из которых будут построены новые дома, дороги и мосты (строительные материалы Япония, например, продает), а также продукты (их в основном тоже завозят из-за рубежа). А поскольку самыми главными импортерами здесь являются Китай и США, очевидно, что катастрофа 11 марта добавит немного стимулов и их экономике.

У партнеров

    Реклама