Кино

Образ жизни
Москва, 11.04.2011
«D`» №7 (119)

Не прислоняться

«Воды слонам»

В прокате с 21 апреля
Режиссер: Френсис Лоуренс
В ролях: Роберт Паттинсон, Риз Уизерспун, Кристоф Вальц
Жанр: мелодрама 

Очень трепетная, трогательно припудренная старомодным голливудским блеском экранизация очень популярного семейного романа про страстную жизнь циркачей. Главного героя зовут Якоб Янковски, ему 90 лет, основное занятие — думать о своей молодости, уставившись в потолок комнаты в доме престарелых. И в отличие от большинства более благополучных стариков, ему есть что вспомнить. Родители погибли в автокатастрофе, когда он только заканчивал школу. Первый же поезд, на который он прыгнул, чтобы уехать, куда глаза глядят, бросив учебу, друзей и планы стать ветеринаром, оказался штаб-квартирой бродячего цирка. После этого Якоб начал ухаживать за животными труппы, завел друзей и врагов, ну и, конечно же, девушку. С ее появлением, кстати, сюжет превращается в такую мелодраму, что лучше уж промолчать.

Смотреть «Воды слонам» гораздо приятнее, чем читать о нем. Сценарий идеально вписывается в традицию выдающихся биографических драм, оказывающих целебное духоподъемное действие на скучающих зрителей. Актеры Уизерспун и Паттинсон должны быть занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые красивые люди на свете. Плут Вальц, известный по комичным ролям Ганса Ланда в «Бесславных ублюдках» и гангстера Чуднофски-Кровоновски в «Зеленом шершне», наконец-то показывает свои драматические таланты, до этого известные лишь европейскому зрителю да кучке эстетов-интернационалистов. Кроме того, у режиссера Лоуренса есть удивительный дар призывать себе в помощники декорации, природу и погоду. В «Константине» он нарисовал фантастический, кипящий непонятными страстями мир преисподней. В фильме «Я — легенда» сумел изобразить спокойный, безмятежный, но тем и страшный Нью-Йорк после конца света. Натурные (да и интерьерные) съемки «Воды слонам» — что-то среднее между первой и второй работами мэтра: и красиво, и тревожно, и захватывает, и умиротворяет. Редкое мастерство.  

А вот события картины удивительным образом повторяют синопсис «Воображариума доктора Парнаса» и отчасти рифмуются с «Загадочной историей Бенджамина Баттона», но на этом сходство исчерпывается: ни визионерских экспериментов, ни более или менее тонкого юмора, ни памятных сюжетных сальто-мортале здесь нет. Фильм вообще четко соответствует своему названию: «Воды слонам» — это простая, вкусная, жизненно необходимая и сильно недооцененная пища для души и ума, запрограммированная на то, чтобы производить впечатление даже на очень крупных животных.

Брендбук русской жизни

 Д штрих 7

Generation П

В прокате с 21 апреля
Режиссер: Виктор Гинзбург
В ролях: Владимир Епифанцев, Михаил Ефремов, Андрей Панин, Рената Литвинова
Жанр: фантасмагорическая хохма

Еще одно, выходящее спустя считанные дни после «Пирамиды», кинематографическое признание в любви 1990-м годам — на этот раз смешное, хулиганское и не без фиги в кармане. Чего и следовало ожидать от экранизации одноименного романа Виктора Пелевина, с завораживающей ловкостью объяснившего свое время. Когда книга вышла, 1990-е еще не кончились, но про них, благодаря писателю, вдруг уже все стало ясно. Тогда, в 1999 году, энциклопедия русской жизни, как всегда бывает у Пелевина, удачно встроилась в авантюрный роман. С одной стороны, в ней показаны зачатие общества потребления, апробация политических технологий, путч, криминал и война, появление каких-то мутных социальных каст, нашествие брендов, свободные вплоть до произвола СМИ и убедительная мистика. С другой — удивительные приключения неприятных людей, которые все равно вызывают сочувствие: пиарщиков, политиков, бизнесменов, журналистов, индийских божеств, призраков Че Гевары, бандитов, криэйторов. Именно криэйторов — творцы, как говорил один из героев книги, «на х…й не нужны».

С фильмом та же история: это одновременно и путеводитель по недавнему прошлому, и самоучитель по рекламному делу, и удачная московская версия многофигурных криминальных комедий Гая Ричи, и капустник хороших актеров, и нечаянная пропаганда «творческих» галлюциногенов. Картина вообще здорово напоминает передачу «Намедни», сделанную Парфеновым под какой-нибудь кислотой или еще какой таблеткой, способной превратить Ленина в гриб. Здесь есть и растерянная экскурсия по местам воинской славы (горящий парламент, Чечня, усыпанные жмуриками пустыри), и остроумное объяснение мистического смысла исторических памятников эпохи (ларьки, машины, хоромы, офисы), и, наконец, встроенные интервью с героями ушедшего времени — Александром Гордоном, Иваном Охлобыстиным, покойным Романом Трахтенбергом, Андреем Васильевым (бывший шеф-редактор «Коммерсанта») и, собственно, Леонидом Парфеновым.

Веселый трип.

У партнеров

    Реклама