Сейчас никто, кажется, не претендует на авторство определения «постсекулярный». Оно начало появляться в работах философов и политологов в 1990-е годы. В частности, его использовала для описания взглядов на современный мир школа «радикальных ортодоксов» — богословское направление, возникшее в англиканской среде и полагающее, что постмодернистская критика светских идеологий открывает возможность вернуться к фундаментальным христианским ценностям. Впрочем, вскоре понятие «постсекулярность» вышло за границы довольно специфических дискуссий.

Большое плавание ему обеспечил немецкий философ Юрген Хабермас. Именно его размышления о том, что современному обществу следует переосмыслить свое отношение к религии и религиозным сообществам, во многом поспособствовали популяризации термина. Хабермас неоднократно оперировал понятием «постсекулярное общество» и предлагал собственные разъяснения этого понятия. Возможно, дело в общественном весе Хабермаса — к его построениям с традиционным вниманием относятся не только в академической среде, возможно — в актуальности и убедительности его построений. Так или иначе, сейчас, рассуждая о постсекулярности, без Хабермаса обойтись невозможно — он если не родил, то уж точно благословил это понятие на долгую и счастливую жизнь.


Религиозная нетерпимость на подъеме

Фото: РИА Новости

Люди все чаще страдают за религиозные убеждения

Фото: Алексей Майшев

Священники не должны ездить на дорогих машинах

Игорь Табачук: «Когда человек с экрана декларирует одно, а сам живет совершенно по-другому, возникает мощная основа для недоверия»

Фото: Russian Look

«Вера — это очень деликатная область жизни человека»

Игорь Черноголов: «Вначале зарабатываешь деньги, а потом хочется улучшить жизнь вокруг себя»

Фото: Алексей Майшев

Господь нас испытывает – и в жизни, и в бизнесе

Александр Рохман: «Если человек служит Богу честно, почему он не может иметь хорошие часы, хорошую машину?»

Фото: Андрей Руссков

«Вера влияет буквально на все в жизни»

Родион Мамонтов: «В церкви мы едины в главном, то есть мы все разные, уникальные, но мы едины в целом: мы целостный организм»

Фото: ИТАР - ТАСС

«Главная задача Церкви – это собственно молитва»

Андрей Клишас: «Я человек, который близок к церкви, но я четко понимаю, что, как только церковь будет сращиваться с государством, это приведет к беде»

Фото: Алексей Майшев

Ад — это бесконечно жующий колбасу человекообразный

Георгий Гупало: За что я люблю свою церковь — она невероятно многогранна, и в ней столько всего несочетаемого пребывает в странной гармонии

Фото: Алексей Майшев

«Фабрикант» тоже возник из религиозного посыла

Сергей Габестро: Верующий человек вообще не будет заниматься бизнесом ради денег. Если миссии нет, то все бессмысленно, это пустая трата времени

Фото: Алексей Майшев

«Духовный тренд всегда присутствует в обществе»

Валерий Бочаров: К вере я пришел уже непосредственно через свои научные исследования

Фото: Александр Иванюк

Сергей Бекренев: У каждого свой путь к истине

В рамках спецпроекта «Постсекулярный мир» «Эксперт» поговорил с российскими бизнесменами о том, какое место занимает вера в их жизни

Мракобесие, или Наших бьют

Разрушение классической системы представлений привело к острой борьбе между различными подходами к изучению мира. Однако пока эта борьба дает скорее негативные плоды

Православие без Евангелия

За последнюю четверть века православие заполнило в массовом сознании вакуум упорядоченности, а не духовности

Фото: Алексей Майшев

Не оттолкнуть человека

Процесс воцерковления в сегодняшней России оказывается в значительной мере поверхностным. Форме обычно уделяется больше внимания, чем сути

В поисках системы координат

Станут ли религии несущими конструкциями нового миропорядка

ИТАР-ТАСС

Православие и предпринимательство

Успешная экономическая деятельность и православие ничуть не противоречат друг другу. Напротив, следование православным принципам способно наполнить предпринимательскую деятельность глубоким духовным содержанием

На краю поля

Опора исключительно на рационалистические модели ведет в тупик. Нахождение нового баланса между светским и религиозным должно помочь создать более гармоничное общество

Фото: Дмитрий Лыков

В окрестностях секулярного

Современные дискуссии о переходе к постсекулярному обществу показательны безотносительно к содержанию этого термина. Принципиально важно само появление запроса на новые способы обсуждения и разрешения насущных повседневных проблем — запроса, который в той или иной мере неизбежно ведет к восстановлению религиозного способа познания мира