Реформа образования


Подтянуть хвосты

Как повысить уровень российского образования

Размышления о педагогической науке

Публикуемый текст, как и его название, должны были ещё меняться. Наш давний друг Александр Михайлович Абрамов долго работал над этой статьёй, предназначавшейся для «Эксперта», и позавчера, в субботу, обещал по телефону нашему редактору уже в воскресенье прислать нам окончательную версию. Но в воскресенье 24 мая он скончался.

ЕГЭ – дорогое удовольствие

Сергей Рукшин, член Общественного совета Министерства образования и науки РФ, заслуженный учитель России, профессор РГПУ им. А.И. Герцена:

Не панацея

Для полноценной работы с электронными учебниками должны быть созданы все условия — и на рабочем месте учителя, и на рабочем месте ребенка в школе и дома, считает директор гимназии № 9 (Екатеринбург) Екатерина Сибирцева

Фото: архив «Эксперт С-З»

Образовательный парадокс

Казалось бы, школьными реформами в России уже никого не удивишь. Тем не менее закон «Об образовании», вступивший в силу 1 сентября 2013 года, опять и обнадежил, и обеспокоил одновременно: с одной стороны, среднее образование в стране осталось бесплатным, с другой – оно все заметнее превращается в услугу

Рисунок: Константин Батынков

Неленинский университет миллионов

Дистанционное образование стремительно захватывает миллионные аудитории. Стали поговаривать даже о конце традиционных университетов. Вряд ли это произойдет, но к серьезному переделу образовательного рынка новая технология привести может

Душа Ньютона и клетки эпителия

26 мая в России началась сдача ЕГЭ, а 31 мая — ГИА (экзамены после 9-го класса). Рособрнадзор уже объявил, что из-за шпаргалок не засчитает 344 работы по русскому языку. Строгий контроль, задания и смысл жизни накануне и после экзаменов обсуждают школьники

Фото: Виталий Волобуев
Фото: Андрей Порубов

Учить быть менеджером

В угоду требованиям менеджеризации университетского образования во многих вузах ликвидируются кафедры отраслевых экономик и управления. Это приведет к резкому снижению уровня компетентности управленческих кадров

Фото: архив «Эксперт С-З»

Под одну гребенку

Под влиянием нового закона «Об образовании», вступившего в силу 1 сентября 2013 года, в системе среднего образования наметились тревожные тенденции

Фото: архив «Эксперт С-З»

Открыт всему миру

Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность – сейчас наши основные приоритеты»

Фото: НИУ ВШЭ

Вузовская интеграция

Сергей Кадочников: «Будущее Санкт-Петербурга – это не сборочные производства, но образование, исследования и высокотехнологичные отрасли»

Тест для избранных

Наращивание международной конкурентоспособности — посильная задача для тех вузов, которые смогут предложить глобальному рынку образования уникальные проекты. И рассчитывать им в этом придется в основном на собственные инвестиции

Фото: Елена Елисеева

Есть вопросы к высшему образованию

Необходимо выстроить систему высшего образования в соответствии с логикой бизнеса: конечной целью для абитуриента должен стать как минимум рынок труда, как максимум – успешная карьера

Фото: Виталий Волобуев

Реинкарнация рабочего класса

Возрождение среднего профессионального образования возможно только при тесном сотрудничестве с предприятиями. Бизнес готов делать социальный заказ на кадры и даже участвовать в формировании программ обучения. Но частное финансирование идет с трудом — в модернизацию техникумов и училищ пока инвестирует только бюджет. Таков опыт Новосибирской области

Фото: Андрей Порубов

К уяснению смысла положений Великой хартии европейских университетов

В эпоху реформирования высшего образования нужно понимать, что его первичным продуктом являются личные ценности и поведенческие установки выпускников, а образование и наука — средства их формирования

Как попасть в школу?

Из концепции поддержки развития педагогического образования

Иллюстрация: Иван Григорьев

Путь к доске и указке

Как учить учителей: нас ждет реформа педагогического образования

В догонялки играть не будем

Чтобы улучшить позиции на глобальном рынке образования, не нужно подражать западным или восточным университетам, сколь бы успешны они ни были. Необходимы свои стратегии — прорывные и неожиданные для конкурентов

Фото: Андрей Порубов

Миноброво ложе

Государство пытается регулировать качество высшего образования, сокращая вузы. Эффективных и неэффективных отделять намерены по неким критериям, в объективности которых научное сообщество сомневается

Фото: Андрей Порубов