Крекинг горючих монстров

Завтра
Москва, 17.01.2000
«Эксперт» №1-2 (214)
Лидеров российского нефтепрома отличают активные бизнес-стратегии и масштабные инвестиции. Аутсайдеров спасает только высокая цена на нефть

Истекший год принес в нефтяную отрасль существенные перемены. Изменился состав крупнейших компаний (за счет слияний и поглощений), изменилось и их качество: лучшие из лучших стремятся превратиться из российских компаний в компании интернациональные, наращивают вложения в производство. Для тех же, кто к этому не стремится, могут настать тяжелые времена.

Нефтяной пассионарий

1999-й стал годом и наибольшего разочарования, и наибольших восторгов нефтяников. Обе эмоции связаны с ценой на нефть. Если в начале года цена держалась на уровне 9 долларов за баррель российской смеси Urals, то к концу года эта цифра увеличилась практически в три раза - до 26 долларов. Соответственно изменению конъюнктуры происходило и оживление компаний: именно во второй половине года произошли основные события, изменившие расстановку сил на российском, а отчасти и на международном нефтяном рынке.

В сущности, речь идет лишь о двух компаниях, приложивших максимум усилий для расширения своих владений.

В международном масштабе пальму первенства следует отдать европейской экспансии "ЛУКойла". Благодаря этой экспансии сегодня практически половина запасов нефти, 40% нефтепереработки и 20% АЗС "ЛУКойла" находятся за рубежом. Правда, большая часть запасов приходится на еще не подтвержденные месторождения Каспия. Несмотря на ряд негативных прогнозов аналитиков, руководство "ЛУКойла" не теряет оптимизма в отношении этих месторождений и ожидает подтверждения запасов уже в ближайшее время. В случае, если это произойдет, с 65 млн тонн (столько компания добывает сейчас вместе с поглощенным "КомиТЭКом") к 2005 году ежегодная добыча "ЛУКойла" увеличится до 85 млн тонн.

Уже сегодня "ЛУКойл" увеличил экспорт нефтепродуктов на 73% - до 4,5 млн тонн против 2,6 млн в 1998-м. До 2005 года "ЛУКойл" предполагает довести свою сеть бензоколонок с нынешних 1000 до 1500 (в этом отношении "ЛУКойлу" нет равных - другие лидеры топливного рынка, ТНК и "Славнефть", рассчитывают увеличить число АЗС соответственно с 500 до 850 и с 200 до 500).

Позиции "ЛУКойла" вызывают однозначное восхищение у специалистов. "Стратегия компании направлена на снижение страновых рисков, и за ее будущее можно не беспокоиться ни при каких обстоятельствах", - утверждает аналитик компании Flemings UCB Владимир Носов. Основным следствием лукойловской политики космополитизма станет то, что половина валютной выручки компании будет заработана за рубежом и там же останется. Зарубежные владения приобретены на деньги зарубежных же лукойловских "дочек", и никакие российские коллизии им не страшны.

Несмотря на то что с планами выхода за рубеж выступило большинство российских компаний ("Сургутнефтегаз" и "Татнефть" хотят осваивать Ирак после снятия с него экономических санкций, "Сибнефть" - Ливию, ЮКОС - Китай), до реализации этих планов еще далеко. Дело в том, что осуществление планов требует масштабных денежных вливаний. У большинства российских нефтяных компаний денег нет; богатое же меньшинство выбрало сознательную позицию денег в развити

У партнеров

    «Эксперт»
    №1-2 (214) 17 января 2000
    N01-02 (214-215) 17 января
    Содержание:
    Тема недели
    Мир в прошлом году
    Реклама