Священная корова себестоимости

Компании
Москва, 24.01.2000
«Эксперт» №3 (216)
Президент НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский считает, что в отрасли активизируется процесс поглощений и слияний - более эффективные компании скупят отстающих

- Михаил Борисович, сегодня существует большой разброс в прогнозах средних цен на нефть в наступившем году. На что ориентировался при составлении корпоративного бюджета ЮКОС?

- Мы просчитали свой бюджет на базе среднегодовой мировой цены на нефть в пятнадцать с половиной долларов за баррель (то есть, грубо говоря, порядка ста долларов за тонну). Если мы возьмем внутрироссийскую цену как две трети от мировой - это где-то около семидесяти долларов за тонну. В итоге наша средняя оценочная база - в районе восьмидесяти долларов за тонну. Совокупный объем нашей добычи в двухтысячном году запланирован в сорок шесть с половиной миллионов тонн (в 1999 году ЮКОС добыл 44,8 млн. - "Эксперт"). Умножаем доллары на объем добычи, и получается что-то в районе четырех миллиардов долларов.

- А откуда вы берете цифру в пятнадцать с половиной долларов?

- У меня здесь очень простые соображения, я ими достаточно часто оперирую, и они не меняются: ценовой интервал, в котором должна "разумно болтаться" нефть на мировом рынке, - от четырнадцати до двадцати долларов за баррель. Поскольку в прошлом году имел место явный ценовой перекос (зашкаливание цен), очевидно, что далее неизбежен спад, поэтому мы и закладываемся на цифру в нижней половине вышеназванного ценового интервала. Собственно, похожие оценки имеются и у наших коллег за рубежом: расчет бюджетов на базе пятнадцати-шестнадцати долларов за баррель сейчас наиболее популярен в нефтяных компаниях. И мы очень надеемся, что у нефтяников на этот раз хватит ума для того, чтобы снова не провалить цены ниже десяти долларов.

- Ваши ценовые оценки тем не менее выглядят более чем осторожными на фоне прогнозов того же Минтопэнерго РФ - восемнадцать-девятнадцать долларов за баррель.

- Я, конечно, тоже хотел бы надеяться на большее, но корпоративный бюджет на надеждах строить нельзя. Мы не можем рисковать - на базе нашего бюджета рассчитаны программа роста заработной платы нашего персонала и инвестиционная программа. Ну а если цена все-таки будет выше - тем лучше, будет больше наша прибыль.

- Во время одного из выступлений в Самаре вы упомянули еще одну "магическую" цифру - тридцать центов за литр бензина, вокруг которой, по вашему мнению, должны "плясать" внутрироссийские цены...

- Эта оценка основывается на ценах на бензин в нефтедобывающих странах. Скажем, средняя цена в европейских странах, импортирующих нефть и нефтепродукты, - доллар за литр, в США и Канаде - тридцать центов. Вообще в среднем в нефтедобывающих странах бензин стоит в районе тридцати центов.

- То есть это базовый уровень ценовых колебаний?

- Да. Но, конечно, у нас многое будет определяться налоговой политикой государства. Сейчас, например, в России бензин стоит двадцать-двадцать пять центов. А поднимут пошлины или акцизы - может быть и тридцать пять-сорок центов. Но если говорить о нормальной цене, "вменяемой", когда страна максимально использует возможности, которые она может получить за счет того, что является нефтедобывающей, не зажимая своих производител

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (216) 24 января 2000
    Раскол думы
    Содержание:
    Русский парламентаризм, бессмысленный и беспощадный

    Всенародная поддержка Владимира Путина кончилась думским конфузом. Зато теперь президентская кампания имеет шанс стать осмысленной

    Обзор почты
    Реклама