Искушение низким качеством

Рынки
Москва, 24.01.2000
«Эксперт» №3 (216)
Несмотря на падение спроса, профессионалы косметического рынка решили не портить свой имидж дешевой продукцией

После кризиса российский рынок косметической продукции, по оценкам экспертов, в денежном выражении сократился почти наполовину, примерно до 1,5 млрд долларов. Произошло это за счет резкого расширения дешевого сегмента (массмаркета) и сжатия среднего (медиамаркета). Небольшой элитный сегмент, практически полностью занятый импортерами (по оценкам экспертов, 8-10% рынка), почти не потерял своего потребителя. Российским компаниям оставалось либо следовать вниз за спросом, либо, работая с минимальной маржей, если не в убыток, пытаться сохранить свое престижное позиционирование.

Шампуни с солью

Самым большим искушением для российских компаний после кризиса стал выпуск как можно более дешевой продукции в сегменте массмаркета. Производить не очень качественный ширпотреб норовили даже дистрибуторские компании, ранее занимавшиеся импортом. Хорошо знакомые с техникой продвижения продукта на рынок, торговцы быстро разворачивали нехитрое производство, снабжая этикетки броскими терминами "витамины, биоактивные комплексы, керамиды etc.". Первой их жертвой стал рынок шампуней, изготовить которые, по утверждению специалистов, можно даже на кухне (естественно, без соблюдения качества и бактериологического контроля). На фоне импортных образцов по цене выше 40 рублей и качественных российских по 25-30, флакончики по 13-18 рублей для обедневших россиян оказались весьма привлекательными. Известная российская компания "Гармония Плюс", протестировав дешевые шампуни-новинки, заполонившие рынок, обнаружила, что только одно наименование из нескольких десятков соответствовало принятым сегодня технологическим нормам. "Я с ужасом наблюдаю, какими объемами ввозятся в Россию низкокачественные концентраты. Здесь они смешиваются с обычной водой и выдаются за шампуни, - рассказывает генеральный директор 'Гармонии Плюс' Валентин Кравченко. - Действуют старым испытанным способом: все это набалтывают, а для вязкости добавляют соль. Разливают по флакончикам с броскими этикетками и по дешевке продают". Заместитель генерального директора компании "Апрель" Ольга Брусковская отмечает, что и оптовики, и розница быстро переключились на некачественный ширпотреб, отказываясь от сотрудничества с серьезными фирмами. По словам генерального директора компании "Садко Ц" Валентины Деменко, вслед за шампунями алчные халтурщики принялись осваивать технологически более сложную продукцию - опасная тенденция отчетливо проявилась на рынке средств по уходу за кожей.

Традиционные производители массовой косметики стали всерьез опасаться, что к тому времени, когда спрос на качественные продукты опять начнет расти, доверие к недорогим российским маркам окажется окончательно подорвано. В этой ситуации очень важным становится "не потерять лицо". Так, представители фабрики "Свобода" утверждают, что они только усилили контроль за качеством, а "Невская косметика" вообще взяла курс на удорожание ассортимента, доведя долю брэндированной продукции в своем выпуске до 55%. Менеджеры этой компании считают, что сейчас са

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (216) 24 января 2000
    Раскол думы
    Содержание:
    Русский парламентаризм, бессмысленный и беспощадный

    Всенародная поддержка Владимира Путина кончилась думским конфузом. Зато теперь президентская кампания имеет шанс стать осмысленной

    Обзор почты
    Реклама